ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕДОБЫЧИ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ШЕЛЬФА НЕФТЬЮ ПРОИСХОДИТ В ОСНОВНОМ ЗА СЧЕТ СТОКА

Эндрю C. Ревкин /© 2002 The New York Times Company

 

Как утверждается в новом отчете специальной комиссии Национальной академии наук США, большая часть нефтяного загрязнения в береговых водах Северной Америки происходит не за счет утечки нефти с танкеров или нефтяных вышек, а за счет стока с берега - с бесчиссленных заливаемых бензином улиц, от газонокосилок и из других источников нефтепродуктов, поэтому его трудно предотвратить.

По данным ученых, нефтяное загрязнение от тысяч крошечных утечек и сбросов, поступающее вместе с водным стоком в моря, равно тому объему нефти, что вылился при крушении танкера "Эксон Валдиз" - 10,9 миллионов галлонов нефти каждые восемь месяцев. Учитывался так же то загрязнение, которое происходит от использование топлива на водах - внутренних и морских. По данным отчета, около 85 % морского нефтяного згрязнения Северной Америки (ежегодно составляющего 29 миллионов галлонов) проистекает не от нефтяной промышленности, а от индивидуальных пользователей - шоферов, лодок, малых предприятий. В частности, разливы с танкеров, барж и других транспортных судов все вместе в 1999 году составили менее четверти миллиона галлонов, хотя в 1990 году составляли свыше 6 миллионов.

Эта перемена была вызвана значитеьлным усторжанием природоохранных правил пр нефтеразведочных работах и перевозке нфти после аварии "Эксон Валдиз" в 1989 году. Новый отчет - третье исследование Академии морского нефтяного загрязнения после 1975 года, но первое после разлива "Эксон Валдиз".

Более половины нефтяного стока в Северной Амеирке порисходит вдоль восточного побережья - от Вирджинии до штата Мэн, сообщается в отчете. Такая концентрация нефтяного загрязнения отражает плотность населения, транспорта и других источников в коридоре от Вашингтона до Бостона.

Нефть, переносимая стоком особенно вредоносна, говорится в отчете, потому что она обычно заканчивается сбросом рек и ручьев в бухты и эстуарии, которые "часто являются одниим из самых экологически уязвимых районов вдоль побережья". Этот безжалостный сток переносит следы многих химикатов и химических соединений, находящихся в большинстве видов топлива и может нанести вред морским экосистемам даже в ничтожных концентрациях.

"Мы все видели блеск на улицах, - говорит один из авторов точета, д-р Нэнси Н.Рабалаис, профессор морской биологии в морской ассоциации университетов Луизианы.- Все это в конечном счете попадает вместе со стоком в реки. Кумулятивный эффект антропогенной деятеьлности по всей земле в конце концов попадает в море".

По данным комиссии, 70 % морского мирового нефтяного загрязнения является результатом пользователей топлива, а не от перевозчиков или добытчиков нефти.

Комиссия показала, что одним значительным источником нефтяного загрязнения, хотя и гораздо меньшим, чем использование бензина на суше, являются двух-тактные моторы все еще используемые на многих морских катерах и лодках и личных скутерах и водномоторных лыжах. Эи моторы используют для смазки небольшое количество несгораемого топлива, которое потом сбрасывают в воду. Отчет поощряет Агентство по охране окружающей среды продолжать содействовать смене на другие типы моторов, и группы, представляющие промышленносьт, изготовляющую водные суда, вчера сказали, что такая смена уже идет.

Академические находки вторят растущему в последние годы консенсусу о том, что "неточечное" загрязнение, из бесчисленных распространенных источников, предтавляет одну из наиболее серьезных и трудноизлечимых для страны экологических проблем. Имея танкеры и нефтяные месторождения, есть конкретные ведомства могущие потребовать усилить корпуса кораблей или шахт чтобы предотвратить утечки, но ни одно ведомство не может контролировать сток с парковочных стоянок.

"В Законе по чистой воде есть много хорошиъх правил, имеющих дело с точечными сбросами, и у нас есть Береговая Охрана, которая может бороьтся с нефтяными разливами, - сказал д-р Рабалайс.- Но имея дело с пестицидами, удобрениями, бензином или автомобильным маслом, мы не можем контролировать их утечки с каждой точки. А они очень важны".

Исследование, проведенное 14 научными сотрудниками и инженерами, включая работающих в нефтяной отрасли, было проведено Национльным исследовательским советом - отделением Национальной академии наук, которое проводит независмые исследования для правительства.

Акцентируя проблему нефтяного загрязнения за счет стока, отчет также отмечает резкое падение количества и объема случайных утечек с танкеров и барж в американских водах, наступившее с момента крушения танкера "Эксон Валдиз". Но даже имея эти улучшения, говорится в отчете, для правительства важно продолжать интенсифициорвать правила безопасности по предотвращению подобных инцидентов, так как объем транспортировок нефти на планете будет постоянно расти. Но столь же важно, говорится в отчете, начать акцентиорваьтся на тех способах, какими мы можем лучше измерить сбрасываемые нефтепродукты в водотоки и определить их источники.

Представитель Американского института нефти (торговой группы из Вашингтона) Уильям Д. Хикман заявил, что отчет правильно отмечает как прогресс в нефтяной промышленности, так и продолжающиеся проблемы с загрязнением.

В отчете также указывается, что следует продолжить исследования эффектов естественного просачивания нефти из подводных месторождений на глубинах океана. По данным отчете, человечество сбрасывает в моря ежегодно около 210 миллионов галлонов нефтепродуктов, в то время как естественное просачивание добавляет еще 180 миллионов галлонов.

Пер. с англ. А. В. Беликович

Hosted by uCoz