НЕФТЯНЫЕ РАЗЛИВЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

СКОЛЬЗКИЙ БИЗНЕС? О КАТАСТРОФЕ ТАНКЕРА "ПРЕСТИЖ"

Ян Уилмор © "Друзья Земли" 2002

 

В этом очерке исследуется сложная паутина собственности и контроля, скрывающаяся за катастрофой нефтяного танкера "Престиж".

На этой неделе средства массовой информации много говорили о нефтяном танкере "Престиж", утонувшем близ галицийского берега Испании. Пресса дала массу угнетающих картин нефтяного загрязнения, случившегося при кораблекрушении: три тысячи тонн вязкого нефтяного осадка залили местные пляжи, угрожая традиционному хозяйству галицийцев. Много было спекуляций и о том, что будет с экосистемами, если на берегу окажутся и оставшиеся в танкере 70 тыс. тонн нефти.

Несмотря на поднятый шум, очень мало было написано о сложной паутине собственности и контроля, скрывающейся за инцидентом. Всплывшая на свет история снова показывает нам одно и то же: правительства и международные институты абсолютно не способны гарантировать заявляемую ими "открытость" и ответственность глобальной экономики.

Танкер "Престиж" принадлежал Либерийской компании, владевшей одним судном (теперь более точно, одним остовом судна), носящей название "Маре Интернэшнл". Общая страховая сумма в случае несчастного случая с кораблем составляла около 15 миллионов долларов. Исходя из законов Либерии, точно выяснить, кто реально владеет "Маре", невозможно, однако по данным некоторых служб, занимающихся перевозками, скорее всего эта фирма принадлежит греческой транспортной династии Коулутрос.

"Престиж" был зарегистрирован Багамским морским адмиралтейством (БМА). По данным вебсайта БMA, "стать в следующие десять лет крупнейшим в мире Регистром по перевозкам – это цель страны, поэтому владельцы судов всех стран приглашаются ходить под Багамским флагом". Адмиралтейство заявляет, что среди компаний, ходящих под их флагом, есть "Эксон Интернэшнл" и "Шеврон", и что преимущества Багам состоят в предоставлении "благоприятного делового климата и банковского обслуживания мирового класса" и что "операции и доходы, получаемые ходящими под Багамским флагом судами, полностью освобождены от налогов". Вы, наверное, думаете, что Багамской морское адмиралтейство базируется на Багамах. Но тут вы ошибаетесь. Оно располагается в Лондоне, ул. Минорис 16 (16 Minories, London EC3).

Нефтяной осадок, вымывающийся сейчас из танкера "Престиж", принадлежал торгующей нефтью компании, называющейся "Краун Ресурсес" (Crown Resources). Эта компания была создана в 1996 году в Гибралтаре. По данным вебсайта этой компании, Гибралтарский офис все еще ведет бухгалтерские дела компании, и считается, что именно он контролирует передвижение "Престижа", который имел своим пунктом назначения Сингапур. В 1997 году "Краун" открыл офис в Лондоне, на площади Кавендиш, 33 (33 Cavendish Square London W1), который сейчас является крупнейшим офисом компании. В июле 2000 года штаб-квартира компании переехала в Заг (Швейцария). Англичанами являются по крайней мере пять директоров "Крауна", а один (м-р Джо Мосс) является бывшим государственным министром Гибралтара. Оборот нефти компании увеличился в 2000 году до 21,5 миллионов метрических тонн (с 11,7 миллионов тонн в 1998 году). Правительство Британии категорически отрицает какую-либо причастность Гибралтара к инциденту.

"Краун Ресурсес" в свою очередь принадлежит известному Российскому конгломерату, называющемуся консорциумом "АльфаГруп" (http://www.alfagroup.org). Этот консорциум описывает себя так: "один из крупнейших в России частных финансово-промышленных конгломератов, имеющий интересы в нефти, торговле, коммерческом и инвестиционном банковском деле, страховании, розничной торговле, пищевой промышленности и телекоммуникациях". Председателем наблюдательского совета "АльфаГруп" является Михаил Фридман. Фридман является основателем консорциума "АльфаГруп" – холдинговой компании, которая сегодня контролирует "Альфа Банк", "Альфа Капитал", "Тюменскую нефть", несколько фирм строительных материалов, несколько предприятий пищевой промышленности и сеть супермаркетов. Другими видами деятельности "Альфы" являются владение 40% всего Монгольского экспорта мяса (которым страна пытается оплатить России свои огромные долги) и совместное предприятие по запуску спутников связи в Ираке, Иране и Сирии.

Близким деловым партнером мистера Фридмана является Леонард Вид - бывший первый заместитель Госплана, а ныне председатель исполнительного совета "Альфа Банка". "АльфаГруп" заявляет, что "хотя мы продолжаем быть открытыми к нефтяным рынкам, но это такая открытость, с которой мы чувствуем себя комфортно благодаря своему восприятию того, что риск продолжает вознаграждаться".

Мистер Фридман супербогат, и по оценкам журнала "Fortune" является девятым в списке самых богатых людей мира до 40 лет, с объемом общего дохода свыше 2 миллиарда долларов. Он является одним из "новых олигархов" новорусского капитализма, которые сделали свой капитал на приватизации бывшего советского государственного имущества.

Явно заслуживает более пристального внимания компания "Тюменская нефть" (также известная как ТНК). В июле этого года газета "Обсервер" назвала "Тюменскую нефть" "российской фирмой с подозрением на связи с мафией". Это обвинение компания категорически отрицает. Нигде деятельность ТНК не вызвала шума больше, чем на Самотлорском месторождении в Западной Сибири. ТНК владела здесь половиной месторождения, другая же половина находилась в собственности другой крупной фирмы "Черногрефт". Компания "Черногрефт", имевшая сильные связи с "Бритиш Петролеум Амоко", обанкротилась и в ноябре 1999 года была приобретена на аукционе компанией "Тюменская нефть" всего за 176 миллионов долларов – сделка, которую Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР) заклеймил как мнимую и "полностью противоположную концепции справедливости и прозрачности".

"АльфаГруп" пожаловалась на плохое отношение к ней со стороны ЕБРР, пытаясь доказать, что ее компании были несправедливо помещены в "черный список" компаний, с которыми ЕБРР отказывается иметь дело. Президент "Альфа Банка" Питер Авен заявил, что ЕБРР попал под чрезмерное влияние беспочвенных обвинений компании в российской прессе: "Весь этот компромат публикуется о всех, в том числе и о нас. Но есть русские и русские. Не все являются мафией". На самом деле, сказал Авен, "Альфа Банк" должен быть для ЕБРР естественным партнером.

"Тюменская нефть" явно не смогла обеспечить себе репутацию надежного партнера. Фирма пыталась получить заемные гарантии в полмиллиарда долларов от Экспортно-Импортного банка США, эквивалентного Департаменту экспортно-кредитных обязательств. Большая часть этой суммы предназначалась на приобретение оборудования у энергетического гиганта США "Халлибуртон". Однако Белый дом и Госдепартамент США решили наложить вето на сделку из-за своих сомнений относительно "Альфа Группы", контролирующей ТНК, а после шумной кампании в средствах массовой информации решили отказать в займе для ТНК от "Бритиш Петролеум Амоко". Главный администратор "Халлибуртона", эксперт и главный лоббист корпораций, подал в суд, чтобы опровергнуть эти "ханжеские" обвинения. В результате займ был надлежащим образом согласован и выдан. Главного администратора звали Ричард Чиней, ныне вице-президент Соединенных Штатов Америки.

Поэтому наверное не вызывает удивления факт, что ТНК приобрела на Западе определенную респектабельность. В июне этого года в "наблюдательный совет" ТНК был назначен сэр Питер Вальтерс. Сэр Питер является бывшим председателем "Бритиш Петролеум". Сэр Уильям Пурвес также вошел в "наблюдательный совет". Он является бывшим директором транспортной и торговой компании "Шелл". В июле в тот же совет вошел Джеймс А.Хармон, который в 1997-2001 годы работал председателем ни более или менее, как Экспортно-Импортным Банком США.

Пиаровская британская фирма, работающая для "Тюменской нефти", называется "Мейтланд Консультанси". "Друзья Земли" позвонили консультанту этой фирмы, ведущим дела ТНК. Однако он оказался в Москве на "срочном совещании". Британской пиаровской фирмой для "Краун Ресурсес" является "Грандфилд". В момент написания этой статьи их консультант тоже еще не ответил на наш звонок. Сейчас "Бритиш Петролеум" похоже, помирился с ТНК, объявив в октябре 2001 года о создании в Иркутске совместного предприятия для освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения - проекта, который серьезно критиковался местными "зелеными".

Пока не ясно, является ли нефть из танкера "Престиж" тюменской. Никто не предполагает, что ТНК будет нести какую-либо ответственность за катастрофу танкера, даже если именно "Тюменская нефть" и является поставщиком груза. Однако если той компанией, которая предоставила груз "Престижу", является именно "Тюменская нефть", то сама нефть может оказаться добытой на Самотлорском нефтяном месторождении. Но может оказаться даже, что эта нефть добыта в Ираке. 11 октября этого года "Альфа" объявила, что подписала "одну из крупнейших сделок в истории шестилетней программы "нефть за продовольствие" между Ираком и ООН, рассчитанную на поставку из Ирака 20 миллионов баррелей нефти в год. Считается, что Россия сделала условием поддержки резолюции США по Ираку, недавно подписанной Советом безопасности ООН, что ее существующие нефтяные контракты будут поддержаны при новом режиме. Поэтому будущее ТНК, по крайней мере в Ираке, обеспечено.

Приведенная здесь история показывает пример ужасного действия одного из худших механизмов корпоративной глобализации. Она показывает, что нефтедобывающая промышленность и нефтеперевозки по большей части избежали контроля и регулирования со стороны государственных и международных институтов.

Она показывает, что "высокая" риторика международной дипломатии – даже когда она касается вопросов войны и мира – является часто только прикрытием для обделывания коммерческих сделок.

Население Галиции – всего лишь самое последнее в длинном списке народов и сообществ, заплативших высокую цену за эти ужасные политические провалы.

Кроме того, по поводу последней катастрофы с танкером можно задать несколько специальных вопросов, заслуживающих срочных ответов. Почему наши правительства продолжают терпеть эту паутину административной и зарубежной юрисдикции, лежащей за кулисами мировых перевозок нефти? Почему нефтяные компании не несут никакой ответственности, если они фрахтуют для перевозки нефти суда без двойной обшивки корпуса? Почему судно может перевозить нефть, не имея страховки, или имея явно недостаточную страховку? Как может такое быть, что точно неизвестно, кто в реальности владеет нефтяным танкером? Как может быть в точности неизвестно, откуда добыта та нефть, что оказалась пролитой в Галиции? Где те политики, которые могут спросить с тех богачей, что стоят за кулисами всех этих сделок?

ЭКСПЕРТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕФТЯНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ БУДЕТ УБИВАТЬ ЖИВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ

Исследования разрушают надежды на то, что экологическая катастрофа, вызванная крушением "Престижа", будет относительно ограниченной по масштабу

Робин Мак-Кай © "Обсервер" 2002

 

Мониторинговые исследования, проведенные после крушения на рифе Блай в 1989 году танкера "Эксон Валдиз", в результате которого пролив Принца Уильяма на Аляске был загрязнен 11 миллионами галлонов сырой нефти, показали, что нефтяные разливы вызывают ущерб в сотни раз больший, чем ранее ожидалось. Оказывается, что загрязнение нефтью менее чем одной части на миллиард частей воды достаточно, чтобы серьезно повлиять на морские организмы.

Начав исследовать последствия катастрофы "Эксон Валдиз", ученые думали, что наибольшую опасность для живого будут представлять летучие компоненты сырой нефти из трюмов – толуол и другие аналогичные химические вещества. К их удивлению, гораздо более опасными веществами оказались самые тяжелые компоненты - полинасыщенные ароматические углеводороды (ПАУ). Эти химические вещества сохраняются в воде гораздо дольше, хотя до недавнего времени не считались представляющими угрозы из-за своей относительной инертности.

Однако последовательные эксперименты показали, что суспензия, в которой растворено менее половины части ПАУ на миллиард частей воды, вполне достаточна, чтобы разрушить клеточные мембраны в ткани рыб. А это значит, что ученые занижали опасность этих веществ в сотню раз.

Исследователи подозревают, что именно ПАУ вызывают гибель рыб, особенно молодых особей, воздействуя на структуру их генов. "Поместить эмбрион в нефть - значит выстрелить по его ДНК," – сказал д-р Рональд Хейнтц из Национальной службы морского рыболовства США.

Исследование – опубликованное в журнале "Еnvironmental Toxicology and Chemistry" (Экологическая токсикология и химия) – поразило экологов, потому его выводы неутешительны: ни один прибрежный регион не может теперь быть защищен от нефтяного загрязнения, так как ПАУ будут воздействовать на несколько будущих поколений рыб и таким образом, на все оставшиеся организмы в пищевой цепи моря.Другими словами, влияние катастрофы танкера "Престиж" скорее всего будет длиться десятилетия.

Пер. с англ. А.В. Беликович

Hosted by uCoz