написать нам письмо сделать страничку домашней

© OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

ОТ АВТОРА

Эта работа - своеобразная новелла об одном из аспектов организации общества, о том, что какие бы хорошие задумки ни пытались воплотить в жизнь политики, последствия этого непредсказуемы. Фактически жизнь поставила эксперимент над арктическими народами, заставив их стать составной частью больших государств не только административно, но также политически и культурно. Государства эти - крупнейшие мировые державы - в значительной степени располагаются в более южных широтах, и в них принят европейский, "западный" стиль жизни. Что получилось при столкновении двух разных укладов и двух типов цивилизации - экологической и технократической? В данной работе сделана попытка проанализировать результаты этого социально-политического эксперимента в разных странах, причем стержнем, вокруг которого развиваются все события в книге, выбрана ЗЕМЛЯ.

Рис. 1. В начале нашего века Кнут Расмуссен - говорящий по-эскимосски этнограф, родившийся в Гренландии в смешанной датско-гренландской семье - не имел никаких трудностей в общении ни с одной из коренных групп Канадского Севера. Они называли себя просто "инуиты" - люди. Название "эскимосы", означающее "едящие сырое мясо", было дано им алгонкинами, а затем широко распространилось по миру. Христианизация Арктики шла различными группами миссионеров и в разное время, и каждая миссия, столкнувшись с проблемой перевода коренных языков в письменную форму, придумывала свою систему письменности.

Поэтому сегодня эскимосы Северного Квебека и эскимосы, живущие к западу от Гудзонова залива, имеют силлабическое (иероглифическое) письмо, а эскимосы дельты Маккензи - их называют инувиалуитами - романский тип письменности (так называемый инуитский диалект).
Рисунок Берта Узивасиука [6].

В организации коренных народов Арктики сейчас четко различаются три типа структуры: экономическая, политическая и административно-территориальная. В жизни северных государств мы имеем все возможные варианты проявления национального движения этнических групп за сохранение своей культуры и традиционного природопользования: в одних случаях этническая структура реализуется в основном с помощью экономических земельных соглашений, в других - коренные народы приняли официально насаждаемую государством административную систему управления и довольно успешно смогли влиться в нее. Самым неразработанным, пожалуй, остается политический тип организованности коренного населения, так как чисто по-человечески его часто смешивают с экономическим. В данной работе предлагается поразмышлять над возможным сочетанием этих движений в наших, российских условиях.

Замысел этого исследования сложился в моих неоднократных беседах и дискуссиях с вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РФ В. М. Етылиным, он же предоставил в мое распоряжение большую часть материалов и оригинальных документов, использованных при анализе. Основные моменты книги, касающиеся ситуации в Канадской Арктике, Аляске и Гренландии, обсуждались с президентом Arctic Network Робертом Чилдерсом, работавшим в экспертном совете индейцев гвичин - народа, живущего по обе стороны американо-канадской границы. Глава по истории крестьянства и земельных отношений в России - мне кажется, очень существенная в данном исследовании - не могла быть написана без помощи и консультаций проф. А. В. Галанина. Эти три человека, в основном, предопределили характер моей работы, за что я им искренне благодарна.

Приношу признательность всем, кто вольно или невольно принял участие в книге:

- обществу женщин юпик сел Кенайского полуострова (Аляска), которые первые показали мне, что северная культура не только живет, но и развивается;

- соискателю Гавайского университета Т. Калиссу за его мысли о сущности конфликта между европейцами и коренными народами и предоставленные информационные материалы;

- сотрудникам Департамента природных ресурсов Аляски - директору отдела сельского хозяйства Ф. Милки, специалистам отдела земель и вод Х. Ньенезер, Д. Лоттери, менеджеру отдела нефти и газа Р. Леффлеру и многим другим, принимавшим участие в дележке аляскинских земель и раскрывшим мне тайны земельной политики США;

- президенту Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки А. А. Омрыпкиру, представителю ISAR на Дальнем Востоке Би-Джей Чизхолм и сотрудникам Аляскинско-Гавайского отделения Национального Одюбонского общества за помощь в установлении контактов, сборе информации и моральную поддержку;

- сотрудникам лаборатории этносоциальных проблем и первым аспирантам НИЦ "Чукотка" Т. В. Коравье, И. Н. Аппе, И. В. Тынечейвыной, Н. М. Панарультыной, Т. И. Тынены, Н. И. Вуквукай за то ощущение новой Чукотки, которое они мне подарили;

- Российской Академии наук, которая позволила мне в течение девяти лет путешествовать по Арктике и Субарктике;

- горам и тундрам Чукотки и людям, их населяющим, за то, что они продолжают быть самими собой.

Загрузить
всю книгу


От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
Информация об авторе
Hosted by uCoz