написать нам письмо сделать страничку домашней

Россия: Чукотка. Читать главу:
  • История земельных отношений в России
  • Россия после отмены крепостного права
  • Земельный вопрос на Чукотке
  • Колонизация и деколонизация
  • Этнические проблемы Чукотки
  • © OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

    РОССИЯ: ЧУКОТКА

    История земельных отношений в России

    У древних славян и угрофиннов, заселивших 3 тыс. лет назад Восточную Европу, собственность на землю появилась только в связи с земледелием. Кочевник мог прогонять свое стадо (или следовать за ним) несколько раз по одному месту, поэтому в кочевых обществах земля никак не могла закрепляться за одной семьей или родом. У земледельцев же огород, который ты посадил (так же как и клочки земли, которые ты с таким трудом возделал), ты же должен и убрать, и такое использование земли не предполагает совместной собственности на эти клочки. Собственность на землю, отчуждаемую под жилище, тоже появилась впервые у земледельцев, так как у кочевников жилище кочевало вместе с ними. Только недвижимость и оседлость приводит к собственности.

    Итак, собственность на землю появилась с переходом племен к земледелию. Общинная форма собственности на землю возникла у земледельцев, населяющих не очень плодородные земли. С помощью общинной собственности осуществлялся равный доступ земледельцев (членов общины) к земле и наиболее полное ее использование, включая и менее плодородные участки. Земля обобществлялась, и затем перераспределялась по семьям в зависимости либо от количества кормильцев (работников), либо от количества едоков (подушно). Система наделения землей по кормильцам считалась более справедливой, однако она не давала возможности выжить многодетным семьям, по той или иной причине лишившимся главных работников. В конце концов в большинстве общин вырабатывалась система компромисса, при которой землей наделяли как кормильцев, так и едоков, но в разных пропорциях. Например, на работника выделяли по 2 га, а на едока - по 0,5 га. Каждые 5-10 лет община производила передел земли. [77]

    Была выработана довольно разумная система землепользования - чересполосица: каждое поле делилось на равные полоски по числу семей в общине, тем самым каждая семья получала одинаковое количество земли на песчаной почве, на плодородной, на каменистой и т.д. Между полосками устанавливались межевые знаки, чаще всего камни. Жили в общинах довольно мирно, особенно там, где земли хватало. Те, кто был недоволен перераспределением, или в силу характера не мог жить в общине, уходили из общины "на выселки", расчищали поле в ничейном лесу (леса не принадлежали никому), и начинали жить "на хуторе". Затем, когда род этого хуторянина (их называли кулаками) развивался и множился, он и сам заводил на своих полях чересполосицу, и давал начало новому поселению. Отсюда пошли многочисленные ныне в России Починки, Погорелки, Гари и т.п., так как расчистка полей осуществлялась огневым способом.

    Рис. 38. Чукчи [32].

    В дневнике своего путешествия по Чукотке в конце прошлого века Джон Мьюр [78, с. 165] писал:"... Чукчи кажутся добродушными, живыми, говорливыми, смелыми и тактичными людьми, любящими шутку и, насколько я видел, справедливыми в общении и сделках с любыми народами - дикими или цивилизованными. Сами они, однако, совсем не дикари, а уравновешенные и прилежные работники, внимательно относящиеся к своему будущему, умеющие его предсказывать и делать своим трудом, и благодаря этому ... способные выживать в любых условиях, даже когда болезни или другие бедствия настигают их стада, или в исключительно голодные и суровые времена".

    С приходом завоевателей норманнов в земли Берендеев и возникновением князей (а по-нашему, рэкетиров) началось неравенство в распределении земли [87]. Норманнские князья, подчинившие себе земли угро-финских и славянских племен, взяли на себя роль их защиты и, одновременно, роль перераспределителей богатства. Они стали раздавать эти земли боярам, служилым людям (дворянам), монастырям, так что постепенно все земли племени оказались в собственности каких-то чужеродных лиц - феодалов. Однако этот процесс захвата и присвоения земли шел несколько десятков лет, наряду с феодалами долго еще оставались и земли общин с их традиционным старым (донорманнским) образом хозяйствования.

    Барские земли, захваченные феодалами, вышли из собственности общин, однако продолжали быть связанными с бывшими членами общин: крепостные крестьяне должны были их обрабатывать, как и раньше, только результаты этого труда переходили в собственность барина. Два дня крестьяне села работали на барских землях ("барщина"), четыре дня - на своих, один (седьмой) день отдыхали. Крестьяне в этом случае считались прикрепленными к барину, то есть крепостными. Фактически барщина была их вкладом и в государственную казну, с которой рассчитывался сам дворянин. Это был аналог современных налогов. Крепостные работали на барина как на представителя государства - барину вменялись государственные функции управления. Говоря по-современному, это он - феодал - был тогда субъектом государства, его опорой и сутью.

    Система барщины не давала очень хорошего результата, так как, естественно, барские земли обрабатывались гораздо хуже, чем свои, поэтому постепенно переставали приносить необходимый доход. Это явилось причиной того, почему позднее барщина была заменена более эффективным механизмом - оброком: номинально разделение земли как бы перестало существовать (почти вся земля стала крестьянской), но вводился натуральный налог, и часть произведенного продукта принадлежала государству в лице барина. Крестьяне в конечном итоге - вместе с землей - стали собственностью феодала. При Петре I крепостное право было доведено до апогея и высочайшей жестокости, а позже (при Екатерине II) рафинировано и усложнено [88]. Лишь только небольшая часть земли осталась общинной - это были леса, покосы, места пастьбы скота, кладбища и огороды, вся же пахотная земля перешла в частную собственность [78] феодалов. Не удивительно, что это вызвало недовольство и бунты в крестьянской среде (Емельян Пугачев, Иван Болотников).

    Рис. 39. Якуты - самый многочисленный коренной народ севера России. Из всех арктических народов якуты считаются наименее подверженными общинной психологии, ибо еще до прихода русских у них была развита частная собственность на стада и фактически предфеодальный тип хозяйства [32].

    Необходимо отметить, что во времена и барщины, и оброка значительная часть земель российского государства все же оставалась царской (государственной). В основном это были северные малоплодородные земли в зонах рискованного земледелия - в границах нынешних Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областей, Карелии и Коми. Получать эти земли из царского кармана дворянину или боярину было унизительно, на большую часть из них никто не претендовал, и работали на этих землях так называемые "черные" (черносошные) крестьяне. Черные крестьяне были практически вольные люди, обязанные платить лишь незначительный оброк - и не барину, а в государственную казну за то, что они живут на территории этого государства и пользуются его защитой и покровительством. Номинально черные крестьяне считались царскими, но их социальный статус и психология в корне отличалась от психологии крепостных южных губерний.

    С развитием Российского государства количество служилых людей, чиновников аппарата управления увеличивалось, а так как вся хорошая земля была уже занята, им - новым дворянам - стали выдавать имения и в более северных территориях. Кроме того, дворянские роды из поколения в поколение мельчали - дворянские деревни делились по членам увеличивающейся дворянской семьи. Часто потомки дворян оказывались с 5-3 дворами, а то и вовсе без дворов и без земли.

    Рис. 40. Эвенки [32] - западная группа тунгусов [91]. У тунгусов были распространены транспортные олени, на которые садились верхом. С 1614 г. эвенки начали платить большой ясак в виде пушнины русскому царю. Тунгусское (восточно-сибирское) оленеводство всегда было мелкотабунным, подсобным к охотничьему промыслу. Из-за малочисленности стада, использования дымокуров и других средств отпугивания гнуса, это оленеводство отличалось большой прирученностью животных [72].

    При закрепощении свободолюбивые некогда черные царские крестьяне уходили в Сибирь, на новые земли, где их не доставала боярская рука [89]. Именно эти государственные крестьяне и обеспечили развитие торгового капитализма в Новгороде и продвижение новгородцев в XIV-XV вв. на восток.

    Это был северный, лесотундровый путь расселения русских в Сибирь. В этом потоке преобладали купцы, авантюристы-путешественники, разбойники-ушкуйники, свободолюбивые охотники и земледельцы. Они промышляли пушниной, несли в себе дух общинного землепользования, были далеки от мысли о частной собственности на землю, ничего не требовали [79] и от коренных народов, чаще всего вели свободную меновую торговлю, и это давало возможность совместного существования с аборигенами. Земледелие в этом процессе не играло существенной роли, так как новые для русских земли отличались суровостью климата и были мало пригодны для земледелия.

    По югу же распространялся другой тип поселенцев - казаки. Казаки были в Российском государстве специфической прослойкой в общем-то тоже свободолюбивых крестьян - собственников на землю, в обязанность которых входила защита государства от внешних врагов. У казаков также была общественная - станичная или войсковая - собственность (аналог общинной). Казаков отличала большая смелость, агрессивность и независимость. Это были пассионарии, и им отводилась военная функция. В среде казаков в особой моде был российский патриотизм и "служба Царю и Отечеству". Казаки жили по границам России, защищали их и потому имели привилегии - не платили царю никаких налогов, более того, на самых далеких окраинах они сами получали из казны государства зарплату.

    "Считаю нужным сказать несколько слов про камчатских казаков, составляющих команду поста Ново-Мариинского и о значении их пребывания в Маркове ... Каждый казак обязан отбыть 25-летний срок службы, сокращенный на Камчатке до 20 лет. Живут они вместе с семействами в собственных домиках и занимаются наравне с прочими жителями промыслами и мелкой торговлей. От казны все казаки мужского пола получают со дня рождения паек мукой и жалование".

    Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи [90, с.60]*.

    * Цит. по: Mypгин нутэнут. Анадырь, 1994. № 35. С. 6.

    Казаки пришли в Якутию, Колыму и Чукотку, требуя с коренных жителей оброк. С приходом казаков в Сибирь обострились их отношения [80] и с теми черными крестьянами, которые пришли раньше добровольно. Ведь этих крестьян и их потомков также заставляли идти в казаки или платить оброк государству. Отчуждение между собой потомков этих двух групп переселенцев до сих пор наблюдается в Южной Сибири.

    На основе смешения казаков и азиатских народов возникали так называемые гураны и другие метисные народности, русские по культуре и языку, но азиатские по генотипу. Такие поселения есть и по югу Сибири, и по северу (например, Марково, Русское Устье).

    Рис. 41. Ненцы [32] - евразийский народ, некогда выпасавший свои оленьи стада по обе стороны от Уральского хребта и охотившийся на китов и тюленей в водах Карского и Баренцева морей.

    В 1870 г. часть ненцев была переселена на Новую Землю, чем царская Россия вынудила Норвегию отказаться от своих прав на этот остров.

    Казаки и новгородские русские, пришедшие на Чукотку, действительно, принесли с собой отношение частной собственности на землю - но оно касалось только огородов, которые составляли столь малую часть земли, что никто из местных и не противился этому изъятию. Вообще коренные жители Севера не боролись с приходящими поселенцами, ибо борьба с человеком в условиях тундры вообще противоестественна. Самое главное в культуре северных народов - не земля и даже не олени, а люди. Главное - это человек. Главное - как народу выжить в столь экстремальных условиях. И опыт поколений говорит, что легче выжить сообща, общиной. Поэтому любой пришлый, если он появлялся в тундре, должен был быть использован генетически, обязан был обогатить генотип племени. Это во все времена считалось священным законом любого северного этноса.

    Действительно, столь малочисленный и живущий замкнутыми поселениями народ мог выжить лишь постоянно пополняя свое разнообразие за счет пришлых. Правила вступления в брак и деторождения являлись самыми строгими, ибо они обеспечивали здоровье и полноценность племени. У эскимосов, например, могли вступать в брак родственники лишь не ближе 7-го колена, однако при крайней необходимости эту планку разрешалось снижать до 4-го. Генетический процесс контролировался жестко до 12-го колена родства и более во всех племенах Чукотки.

    Стратегия выживания северных аборигенов, которую европейцы позднее подвергли хуле и осмеянию, была самым ценным приобретением северных [81] народов на пути своей эволюции. Только эта стратегия смогла противостоять вырождению народов, и именно этой стратегии не хватает сейчас всем нациям мира. Никто из пришлых сегодня не знает своих родственников не только в 12-м колене, но даже и в четвертом-пятом. Хаос, который происходит сейчас в генетической структуре общества, компенсируется только большой подвижностью людей и поэтому малой вероятностью встретить своего недальнего родственника в брачном партнере.

     

    Загрузить
    всю книгу


    От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
    Информация об авторе
    Hosted by uCoz