написать нам письмо сделать страничку домашней

© OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

Э п и л о г

[107] Мы уже поняли, какими ресурсами располагает наша земля. Но более важно, чтобы мы узнали, какими ресурсами располагаем мы сами. Усталость, неврозы и безнадежность, которые в целом испытывают коренные народы Севера сейчас, произошли от отождествления себя с другими суперэтносами и попыткой жить чужой жизнью. Это вызвало огромную психологическую напряженность, которую не могут снять никакие материальные улучшения и комфорт. Психологический разлад, вызванный одновременным существованием внутри каждого человека двух разных культур, особенно сильно поразил то поколение, индивидуальность которого сформировалась еще в тундре, в яранге.

Рис. 49. Несмотря на свои умения и мастерство, арктический охотник всегда находится на грани выживания, даже в наше время. Сейчас в Арктике насчитывается менее 100 тыс. коренных жителей - они делят свою землю более чем с 2 млн. пришлых европейцев. Каковы пути их совместного выживания в экстремальных условиях Севера, покажет будущее.

Рисунок Берта Узивасиука [6].

Невыносимость двойственного положения - два языка, две идеологии, два стереотипа поведения - сильнее ударила по мужчинам, ибо они[108] часто были лишены возможности реализовать свою этническую принадлежность и умения в экономике нового типа, в то время как женщины частично реализовывали себя в жизни семьи и личном домашнем хозяйстве.

Каждый из людей, населяющих Север, прошел через глубокое переживание в связи с тем, кто он есть на самом деле и к какому народу он принадлежит. Однако, если он по-настоящему пережил этот процесс, он спокоен. Ибо отчаяние, цинизм и тоска не свойственны северной психологии. Северный народ спокойно встречал даже смерть. Северный народ нельзя уязвить ни насмешкой, ни обвинением в бессилии, потому что он всегда был выше этого. Северным народам чуждо тщеславие западных цивилизаций, ориентированных на получение материального результата, что само по себе есть то же самое, что достижение конца. Идеология всех экологических цивилизаций основана не на результатах, а на самом процессе - процессе жизни, поддержании человеческой популяции в экстремальных условиях. И когда понимаешь это, то искусственный социально-политический мир со всеми своими злокозненными законами перестает существовать, ибо оказывается бессильным перед стихией природы.

Стихия природы - вот с чем привыкли иметь дело социумы экологического типа, и это особенно ярко видно в арктических экологических цивилизациях. Ни одна из европейских цивилизаций не могла справиться с тем, с чем тысячелетиями успешно справлялись крайне малочисленные, но выносливые сообщества полярных этносов: с жесточайшими низкими температурами, безлесьем, коротким вегетационным периодом, вечностью зимы и полярной ночью, тонкостью и хрупкостью слоя арктической жизни. И поэтому бессмысленно обвинять эти этносы в том, что они не могут справиться со стихией надуманного мира писаных законов и иллюзорных социальных структур.

Культура "цивилизованного мира" основана на поклонении золотому тельцу. Европейский разум - это рациональный ум. Создавая социально-политические конструкции, земельные кодексы, положения об общинах и т. п., мы пользуемся светом аналитического разума и краеугольными камнями культуры католического Запада: частной собственностью, капиталом, материальным благосостоянием, сдобренными европейским национализмом. Но все это не имеет никакого отношения к тому, что происходило с арктическими народами и этой землей в течение тысяч лет. Если вы верите только в реальность денежной массы и производственной недвижимости, то мир жертвоприношений и кочевок покажется вам безумием. Если вы пришли на Север с Юга с уверенностью, что все знаете и сможете справиться с любой горой, рекой, зверем и птицей, то вы ничего стоящего здесь не сделаете.

Да, здесь, в Арктике, есть что-то, что начинает неизбежно и безвозвратно тебя притягивать, здесь ли ты родился или за тысячи километров отсюда. Тундра ничего не навязывает, но показывает, что не только материя правит миром, но и дух. В тундре понятие "дух" имеет совсем другое значение, чем у западных цивилизаций, ибо "дух" и есть "земля" - от камешка до ионосферы. В тундре не принято афишировать "дух", и потому мы и здесь этого делать не будем. Однако, если быть абсолютно честным перед самим собой, надо признать: есть только один выбор - или мы идем [109] вместе с потоком Вселенной, природы, в гармонии с "духом", или идем против. И если ты отправился в путь, стараясь не смотреть по сторонам и не видеть этого потока, поневоле придешь к хаосу на земле, в экономике, в социуме и в своей собственной душе.

Рис. 50. Многие известные полярные авторитеты - исследователь Гренландии датчанин Е. Миккельсон, шведский полярник Х. Альман, финский ученый В. Таннер, работавший на Лабрадоре, - считали целесообразным полную изоляцию северных народов от влияния европейской цивилизации. Желательность возврата коренного населения к старому образу жизни подчеркивали и знаменитые полярники Ф. Нансен и Р. Амундсен [13].

Эти примитивные, на первый взгляд, суждения отражают на самом деле глубокое понимание неизбежного противоречия между двумя типами цивилизации. Консервация старого уклада, конечно, невозможна, так же, как и деление цивилизаций на "технологичные" и " древние нетехнологичные". Арктическая цивилизация сейчас тоже технологична, но опирается на экологические технологии, и ее бережное развитие - задача всего человечества.

Рисунок Берта Узивасиука [6].

Нет такой деятельности на земле, которая никакая сама по себе. Кто ее выполняет и зачем - вот от чего зависит жизнь. Хорошо, когда на Чукотке работают заводы, вырабатывается электроэнергия на АЭС, ловится рыба и режутся из кости диковинные фигурки. Но вся эта деятельность может преследовать абсолютно разные цели и в зависимости от цели может или разрушать, или созидать экосоциумы. Если мы будем исходить из модели "цивилизованного мира" - получение максимума для удовлетворения все более растущих потребностей каждого индивидуума, то рано или поздно придется взять у земли, воды, рыбы и кости то, что брать ни в коем случае нельзя, - их душу.

Нам не надо и притворяться полностью вошедшими в структуры западного суперэтноса - "цивилизованного мира" - и согласными с его уставами и уложениями. Фальшь здесь бесполезна и даже вредна, хотя мне глубоко понятна та одурь, которую испытывает каждый человек, познакомившийся с национальной борьбой коренных народов в Северной Америке и желающий немедленно повторить ее у нас. Действительно, первое время не можешь отделаться от цыплячьего рефлекса следовать за курицей. Только потом начинаешь понимать, что мы не цыплята, а гусята, и курица нам не поможет.

Взятие за образец чужой модели всегда есть ловушка. Любая модель ограничена, конечна, а собственная природа ее возникновения часто неуловима. Оптимальная стратегия поведения, как учат, кстати сказать, арктические народы, это способность видеть все как есть и не строить никаких моделей.

Каков же путь северных народов внутри других, ставших уже наполовину их собственными, цивилизаций? Что делать тем, кто уже выведен из состояния вслушиваемости в Поток, но так до конца и не принял "цивилизованные" методы эксплуатации природной судьбы? Как обрести новую гармонию, столь необходимую в Арктике?..

Есть такая примета у русских мужчин: когда снимаешься со стоянки, уходишь с привала, нельзя оставлять поднятой вверх рогатину, на которой кипятили чай, - обязательно положи ее на землю, иначе пропадет твоя мужская сила. Эта традиция, я думаю, ориентирована на энергию замкнутых поверхностей. Все предметы и явления замкнуты друг на друга, и прежде всего это замыкание происходит через землю. Если суметь выделить эту связующую энергию, приобретаешь небывалую власть. Кажется, с Чукоткой и другими северными регионами делали обратное: их дезинтегрировали, разрушали их цельность, разъединяли и расчленяли их тело и отвозили в "центр" по кусочкам для получения "энергии". И самое главное - отъединяли людей от их земли.

Отношения "Чукотка - мать Россия" совершенно истощили обе стороны доступностью и досягаемостью богатств. Легкость обладания всегда в конце концов развращает и отчуждает. Разрыв старой связи освобождает ту энергию, что требовалась для осознания Чукоткой своей самоценности. [110]

Говорят, что у коренных жителей есть только три пути в жизни:

Первый путь часто предполагает мощное подкармливание со стороны правящих структур, а потому требует некоторого перевоплощения в другой этнос. Лишь малооплачиваемые категории служащих госучреждений еще в какой-то мере имеют право на независимость мышления, но при этом вынуждены работать дополнительно для прокорма семьи. Однобокость образования коренных жителей (гуманитарный уклон) привела к большому дефициту кадров технического, естественнонаучного и экономического профиля в их среде, что сделало местные народы заложниками индустриального социума.

Второй путь по плечу только сильным личностям с мощным энергетическим потенциалом - пассионариям, и в наше время этот путь означает отказ от многих благ, к которым приучено все общество. Нынешняя структура поселений в тундре не обеспечивает механизма воспроизводства, а потому борьба малых хозяйственных структур в тундре в неравных экономических условиях зачастую кажется даже бессмысленной.

На первый взгляд, такое расщепление смысла и цели в жизни арктического социума непременно должно привести его к гибели. И эти три [111]дороги индивидуального выбора ведут в одну точку - точку конца. Сомнения возрастают быстрее, чем мы можем с ними справиться. Чукотка входит в систему, из которой, казалось бы, нет выхода.

Да, это было бы так, если бы наш мир оцепенел и не двигался во времени. Старый человек видит три дороги, молодой - три тысячи дорог. История северных народов еще не написана. Ее будут писать те, кто не откажется ни от прошлого, ни от настоящего, кто для нас пока только штрих, только догадка, только детский крик.

Ум нации не остановился. Он течет, он впитывает в себя все разнообразие мировых религий и философских течений и вырабатывает - медленно, но неуклонно - свое новое мировоззрение. Пытаясь проанализировать сознательную жизнь Чукотки, мы упускаем из виду движение ее бессознательного, рождение новых мифов и внутренних идей. Бессознательно она привязана к своим "родителям", но так же бессознательно тянется и к кормившим ее последние 50 лет из ложечки учителям "материковской" культуры. В последнее время Чукотка, расслабленная и опустошенная, сделала себя доступной ветрам панамериканизма и католицизма. В мозаике социокультурного потока появилось много разноцветных кусочков, и суть как раз в их разнообразии и умении жить вместе без претензий и упреков. Лишь бы этот поток двигался вперед, а кто кого будет учить и на каком этапе - с этим разберутся сами люди. Путь этот туманен и непредсказуем, но от этого не кажется менее желанным.

То бесформенное существо, что сегодня зовется Чукоткой, и есть истина, которую надо не только признать, но и полюбить. Мы все, увязшие в своих снах о благоустроенности и комфорте, забыли об этой истине, а встречаясь с ней, испытываем лишь боль. Но боль тоже можно превратить в созидающую силу. Обретение сил - процесс столь незаметный и медленный, что не стоит даже и уповать на быстрое и бесконфликтное улучшение жизни через несколько лет, как обещают нам политики. К боли этой надо привязаться, чтобы приобрести опыт ее терпеть. Если и есть какое-то место, где уязвим ты, твой народ, мой народ, история обязательно найдет способ столкнуть нас с этим местом.

Наша сегодняшняя жизнь - это упражнение не столько ума, сколько воли и любви к нашей земле и нашим людям. Этносы и экономические системы, что выплавляются сегодня, есть универсальное стойкое вещество, материал, который уже трудно будет расколоть и уничтожить. Мы находимся в процессе воплощения нового организованного начала. И если работать с этой энергией организации, можно приобрести невиданную силу.

"Все было просто, тихо, буднично. Расколдованная страна стояла на вершине своих гор, но силы петь у нее не было. Зато нудно и слепо тянуло к земле, к светящейся внизу тундре, к мерцающим рыбинам в жидком теле реки... Старый Ворон взял ее за руку:

Это твоя новая жизнь. Твои родители умерли, твои кормильцы ушли - и теперь ты сама должна взять ответственность за свою жизнь..."

Так начинается новая сказка, которая еще не рассказана.

Загрузить
всю книгу


От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
Информация об авторе
Hosted by uCoz