написать нам письмо сделать страничку домашней

© OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

ДАНИЯ: ГРЕНЛАНДИЯ

Знакомясь с системой политического устройства Гренландии, многие исследователи [67] приходят к выводу о том, что здесь мы имеем пример самой правильной политики государства по отношению к северным коренным народам. "Гренландия ... блестящее исключение из европейских колоний. Волна иноземного доминирования не принесла разрушение и нищету гренландским эскимосам - уклад их жизни, культура и здоровье нации тщательно сберегались. Да, это сделано, несмотря на то, что Гренландия обходится Дании в сумму свыше 50 тыс. долларов ежегодно ..." - писали в 20-х гг. нашего столетия исследователи Арктики [68].

Однако это первоначальное суждение не вскрывает истинного положения дел в современной Гренландии. С 1721 г. Гренландия существовала - и продолжает существовать - как колония Дании. Этот слабозаселенный регион весьма далек от того гармонично развитого образца, который зачастую преподносят датчане как пример идеальных партнерских отношений "центр - провинция". Единственный значительный минеральный ресурс - крупнейшее в мире месторождение криолитов в Ивигтуте. Главными статьями экспорта, кроме этого вида полезного ископаемого, являются тюлений жир, китовая кость, мех диких животных и нерпичьи шкуры, рыбопродукция, гагачий пух. Как видим, по этому параметру Гренландия стоит в ряду типичных сырьевых придатков метрополий. Промышленность (переработка морепродуктов) развита только в нескольких южных городках, большинство же населения живет за счет ресурсов земли и прибрежного рыболовства.

Ледяной щит покрывает 90 % всей площади Гренландии, крутыми обрывами спускаясь в море и затрудняя мореплавание в прибрежных водах (рис. 27). Большую часть остальной Гренландии составляют территории традиционного природопользования с маленькими поселениями в береговых фьордах. "176 населенных пунктов разбросано здесь вдоль всего тысячемильного побережья. Продукция местных жителей, поставляемая на продажу, собирается в 60 торговых базах, которые затем свозят весь товар на главную усадьбу ... Торговля - монополия государства", - писал К. Маркам в своей книге "Земля безмолвия" *.

*Цит. по: [93. P. 214].

Эта ситуация мало изменилась в наши годы.

Рис. 27. Гренландия ("Калаллит Нунаат", как называют ее гренландцы) - самый большой в мире остров.

Этот остров - словно тарелка, наполненная льдом, достигающим почти 3,5 км толщины. В центральной части поверхность острова прогибается под ледяным щитом на 365 м ниже уровня моря, по краям остров обрамлен береговыми хребтами [70]. Крестиком отмечено место, в котором зарегистрирована наибольшая мощность ледяного щита, и его толщина в метрах.

Традиционализм и приверженность этническим принципам и правилам развиты очень широко и глубоко, чувство собственного достоинства и национального самосознания народа, живущего в этой стране (их называют этническими гренландцами) очень высоки и поддерживаются из поколения в поколение. Этнические гренландцы составляют 80 % населения, остальных европеоидов называют обобщенно "датчане". В Гренландии никогда не было той мощной экспансии промышленности и колонизации побережий, что наблюдается повсюду по Северной Америке, Фенноскандии и России.

Гренландия как автономный регион всегда входила в государственную систему Дании, и с начала 50-х гг. в Датском парламенте (заседавшем [56] в Копенгагене) она имела двух представителей, избиравшихся всеобщим голосованием в Гренландии [67].

В середине 70-х гг. на политическую арену Дании был выдвинут вопрос об определенном политическом суверенитете Гренландии, который был сформулирован как "Домашний Закон" (Home Rule). Требование Домашнего Закона было представлено в правительство Дании Гренландским провинциальным советом в 1973 г. Домашний Закон означал самоуправление этой территории и ее экономическую автономию в рамках государства Дания.

Рис. 28. Гренландские гравюры по дереву из книги д-ра Ринка "Датская Гренландия" (Лондон, 1877 г.): верхняя гравюра - "Собачьи упряжки перед зимними домами"; нижняя - "Женщины, гребущие в умиаке". Генри Ринк был инспектором Дании в Гренландии с 1853 по 1861 г. и жил в Гудхавне. Ринк первым обратил внимание ученых на ледяной щит Гренландии и указал его роль как крупнейшего источника айсбергов в Северной Атлантике.

Д-р Ринк известен своей теорией о ледниковой эпохе, в которой он предположил, что большая часть Европы и Северной Америки когда-то была покрыта такими же ледяными шапками, что осталась ныне только в Гренландии. Генри Ринк перевел с гренландского замечательные мемуары Ханса Хендрика - эскимоса, участвовавшего во многих полярных экспедициях [68]

Требование самоуправления в Гренландии базировалось скорее на политической, чем на экономической платформе [67], и его инициатором [57] были политические партии, а не национальные этнические организации, которых здесь попросту не было. Гренландия рассматривалась не как страна определенного этноса, а как целостная административно-территориальная единица, удаленная от Дании на 3 тыс. км, и потому имеющая право на собственную региональную политику. Получение Гренландией автономии (установление Домашнего Закона) в 1979 г. означало победу регионализма, а также нежелание Датского правительства брать на себя полную [58] ответственность за то, что творится на этой удаленной и ледовитой земле. Действительно - содержание государственных структур поддержания порядка и развития производства в отдаленных регионах требует все большего количества денег. Сокращение национальных бюджетов северных стран в первую очередь сказывается на региональных бюджетах северных территорий, и чаще всего - территорий с преимущественным развитием традиционного природопользования.

Рис. 29. Коренные народы Гренландии [32, 55].

С установлением Домашнего Закона в Гренландии региональная администрация (в Нууке) получила полную политическую ответственность по всем вопросам, связанным с экономикой и культурой Гренландии. Распоряжение всеми ресурсами также переходило к региональному правительству (за исключением минеральных ресурсов, добыча и переработка которых находится в совместном ведении Дании и Гренландии). Любые научные, туристические экспедиции и любая разведка недр проводятся лишь при разрешении правительства Домашнего Закона по рекомендации Датского Полярного центра. Последняя организация, созданная в 1989 г., выполняет функции секретариата Комиссии по научным исследованиям Гренландии, которая, в свою очередь, занимается разведкой ресурсов этого острова с 1879 г. [59]

В Гренландии возникло свое собственное законодательное собрание - "ландстинг", которое избирает правительство - "ландстирр". Избирать и быть избранным в парламент Гренландии могут все граждане, прожившие здесь свыше 6 месяцев. Никаких этнических критериев не существует. Гренландия поделена на 8 регионов: юго-западный, центрально-западный береговой, Диско-Бэй, и пять охотничьих округов - Ууманнак, Упернавик, Туле, Иттокортоормит и Аммасалик. От каждого из этих округов избирается по 1-5 представителей, причем от слабозаселенных охотничьих округов - по одному, а от южных населенных - по пять. В 1991 г. от центрально-западного было выбрано даже 8 представителей [67].

Тот факт, что гренландское правительство не этнического, а регионального типа, сильно влияет на законодательную политику избранных парламентариев. Люди, представляющие интересы Гренландии, избраны всеми жителями - и этническими гренландцами, и датчанами. С одной стороны, это сплачивает население, с другой - препятствует политической организованности отдельных этнических групп.

Рис. 30. Полярные эскимосы (или эскимосы пролива Смита) - самый северный в мире народ. В 1818 г., когда они были впервые открыты европейцами, их насчитывалось всего 150 человек.

Земля, на которой они обитают, совершенно лишена древесной растительности, поэтому для санных полозьев и ставных сетей на колониальных птиц они использовали кости морских млекопитающих [32].

Этническая общность жителей Гренландии поддерживалась колониальной административной политикой с самого раннего этапа колонизации. При проникновении сюда миссионеров и европейской культуры в качестве единого местного языка был принят язык центрально-восточного гренландского диалекта. Это был район, где организовывались первые миссии и торговые базы, и при дальнейшей колонизации все остальные диалекты не принимались в расчет. Когда в Гренландии стали строить школы, а в 1861 г. издавать первую местную газету "Атуагагдлиутит", именно центрально-восточный диалект был переведен на письменность, и постепенно он вошел в употребление во всех колонизуемых районах. По мере развития этого языка (сейчас он называется литературным гренландским), единого для всего острова, выкристаллизовывалось и ощущение принадлежности каждого эскимоса к единой национальности - гренландцы, "калаллит". И хотя два других инуитских диалекта - туле и восточно-гренландский - продолжают существовать, каждый коренной житель называет себя одинаково - "калалек". [60]

Региональный тип правительства Гренландии и стирание различий между коренными этническими группами не означает, что в обществе уничтожено отчуждение между двумя основными группами - европейскими и северными народами, ибо этносы не имеют равных возможностей для собственной реализации. Высокооплачиваемые места в промышленном производстве и коммерческом рыболовстве по-прежнему заняты датчанами. Этнические гренландцы в основном занимаются натуральным хозяйством и рыболовством для собственного потребления, а в городских и промышленных структурах используются лишь в качестве неквалифицированной рабочей силы. Да, в Гренландском парламенте и других структурах управления появилось много этнических гренландцев, однако они сформировали особую касту служащих, оторванную от тех гренландцев, что продолжают жить за счет земли и моря. В обществе коренных гренландцев достаточно высок уровень враждебности по отношению к европейским нациям, постоянно идет сокращение местных бюджетов и общее обнищание населения в поселках.

Рис. 31. Западные гренландцы - народ, очень сильно европеизированный в XIX в., сейчас имеет смешанную культуру, сочетающую древние традиции с современными стереотипами поведения.

Несмотря на массовое проникновение техники, гренландцы до сих пор продолжают охотиться в водах, свободных ото льда, на каяках и с гарпунами [32]. Как некогда (в X-XV вв.) гренландские эскимосы вобрали в себя генетический материал и культуру норвежцев-викингов, так и с XVIII в. они постепенно вбирают в себя датский этноc.

Наибольший урон местной культуре и хозяйству нанесло проведенное сверху укрупнение поселений - административная политика, знакомая многим северным регионам, особенно интенсивно проявившаяся в Гренландии и Советском Союзе. В мелких поселках закрывались школы и магазины, не предоставлялась медицинская помощь. Народ из тундры переселялся в поселки городского типа, где развивалась рыбообрабатывающая и добывающая промышленность. Так же, как и во многих районах Арктики, наиболее эффективным средством изменения традиционного уклада оказалась интернатная система обучения.

Тем не менее, географическая изоляция и установление Домашнего Закона привели к тому, что поселения этнических гренландцев сохраняют огромный потенциал своего духовного развития и духовную силу, которая поддерживает воспроизводство [61] местной культуры, языка, обычаев, подчиненных красоте и гармонии. В стране горных тундр и каменистых пустынь, в стране тысяч озер, ручьев и водопадов, в стране, живущей на границе таяния льдов, каждый дом - дворец самобытной красоты, а каждый сарай - произведение искусства. Это сильно отличает гренландские поселения от поселений Аляски и Канады, в которых коренные жители постепенно утрачивают свои корни и сильно ассимилируются духовно и генетически с европейскими этносами.

 

Загрузить
всю книгу


От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
Информация об авторе
Hosted by uCoz