написать нам письмо сделать страничку домашней

США: Аляска. Читать главу:
  • Политическое пробуждение
  • Акт по земельным требованиям коренных жителей (ANCSA)
  • Последствия ANCSA
  • Борьба за биологические ресурсы
  • © OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

    США: АЛЯСКА

    Политическое пробуждение

    Во время купли Аляски у России в 1867 г. в документах по Аляске права коренных народов на землю не упоминались. Аборигены были названы "нецивилизованными племенами", и в отношении их сообщалось, что США, возможно, со временем примет для них специальные законы. Вся территория Аляски считалась федеральной собственностью. Ни индейцы, ни эскимосы не были допущены к церемонии передачи своих земель из одной империи в другую [27].

    Рис. 5. Коренные народы Аляски [31, 32]:

    I - эскимосы (1 - инуиты; 2 - юпик острова Св. Лаврентия; 3 - центральные юпик; 4 - тихоокеанские юпик; 5 - алеуты); II - атабаски (6 - коюкон; 7 - гвичин; 8 - танана; 9 - ингалик; 10 - танайна; 11 - атна); III - индейцы северо-западного побережья (12 - ейак; 13 - тлингиты; 14 - хайда).

    Однако уже в 1884 г. в законе Аляски было записано, что "местным жителям не должно препятствовать в обладании той землей, которую они действительно занимают", и что со временем Конгресс будет обязан утвердить механизм реализации этих прав. Это был крупный шаг США на пути отхода от той политики, которую они проводили среди индейцев Запада - ведь там, на Западе, с коренными жителями обращались как с нациями, побежденными в результате войны, которых можно сгонять со своих земель в резервации. Здесь же фактически права местных жителей подтверждались Конгрессом [28]. Однако такая смена политики вызывалась не пересмотром моральных принципов, а просто очень слабым экономическим развитием Аляски. Дело в том, что на Аляске в это время постепенно начинали искать и мыть золото, обогащать медную руду, охотиться, но все это не требовало изъятия в частную собственность обширных земель - не было никаких экономических причин сгонять местных жителей с их земель.

    Тем не менее, такая ситуация не могла длиться вечно. Вместе с экономическим ростом Аляски появились первые конфликты, и в начале века северные народы стали постепенно осознавать проблему вторжения чужеродной [18] культуры как правовую и политическую. Первыми это вторжение прочувствовали на себе индейцы тлингиты на юго-востоке Аляски, и они же явились инициаторами образования в 1912 г. Братства коренных жителей Аляски [29]. Целью Братства было получение гражданства для всех коренных жителей штата, что они фактически и получили в 1924 г. Позже Братство добивалось компенсации за те земли, которые были потеряны при образовании Тонгасского национального леса (федеральная собственность), и в конце концов получило эту сумму через суд.

    Оживление коренных групп Аляски было отражением более общего процесса, охватившего Соединенные Штаты. В 1946 г. в США была образована Комиссия по земельным требованиям индейцев [30], с помощью которой индейские общины добились некоторых побед: некоторые общины получили право ареста любого правонарушителя на своей территории (будь он даже и не индеец), другим удалось избавиться от налога. Многие резервации в это время завоевали право охотиться и ловить рыбу не только на своих, но и на общественных землях без специальных на то государственных лицензий. В 50-х гг. большая часть общин добилась права распоряжаться частью прибыли, получаемой от эксплуатации минеральных ресурсов[19] на их землях. Кроме того, коренным народам дали право вето на добычу полезных ископаемых на территории их резерваций.

    С этого времени начинается политическое пробуждение всех коренных народов Аляски, которые пытаются как-то повлиять на крупные экономические проекты. Так, в начале 50-х годов атабасками и эскимосами долго дебатировалось предложение о строительстве плотины в каньоне Рампарт по р. Юкон, а арктические эскимосы отстаивали свои права в связи с проектом строительства порта на мысе Томпсон в районе Берингова пролива. Все эти движения привели в конечном счете к образованию нескольких общественных организаций, среди которых наиболее крупными были Ассоциация коренных жителей Арктического склона (Северная Аляска), Конференция старейшин Тананы (Внутренняя Аляска), Ассоциация малочисленных народов залива Кука (район Анкориджа), Ассоциация советов деревень в низовьях р. Кускоквим (Юго-восточная Аляска). Впервые представители этих групп собрались для обсуждения своих проблем только в 1966 г. и учредили на этом съезде Федерацию коренных народов Аляски - территориальную организацию штата по защите прав коренного населения, действующую и поныне [33].

    Земля - вот что объединило столь различные культурные группы и заставило их искать общие решения наболевших вопросов. Новые проекты по освоению ресурсов Аляски, особенно по нефтедобыче, заставили национальных лидеров осознать, что их права на землю пошатнулись.

    Рис. 6. Северо-аляскинские эскимосы [32].

    Мужчины носили костяные лабретки на обоих концах нижней губы. Женщины татуировали нижнюю часть лица от нижней губы до подбородка. Татуировка в виде параллельных линий наносилась старшей родственницей и означала готовность девушки к замужеству.

    Под угрозой передачи всех земель частным кампаниям количество заявок на землю от национальных региональных и сельских групп резко возросло. К середине 60-х Департамент внутренних дел Аляски рассматривал[20] споры по земельным требованиям в целом на 380 млн. акров - т.е. на площадь, превышающую площадь всего штата [28]. Многие заявки перекрывались, а некоторые продолжались на территорию Канады. Все эти многочисленные заявки поставили секретаря Департамента внутренних дел перед сложной дилеммой. По Акту аляскинской автономизации под юрисдикцию штата из федерального подчинения передавались земли, отобранные предварительно чиновниками штата. Однако этот Акт не мог быть выполнен, пока не будут удовлетворены все заявки коренных жителей. Поэтому секретарь Стюарт Удалл подписал мораторий, ставший известным под именем "замораживание земель": по этому мораторию всякий перевод (трансфер) земель под юрисдикцию штата из федеральной собственности приостанавливался до тех пор, пока не будут выделены земли ассоциациям коренных жителей.

    Этот мораторий вызвал волну протестов со стороны чиновников штата - ведь это было время, когда в 1968 г. в Прудо-Бэй были обнаружены крупнейшие в Северной Америке запасы нефти. Открытие было сделано двумя крупнейшими нефтяными кампаниями, ныне известными как "АРКО" и "ЭКССОН". Нефть была открыта как раз на тех землях, которые задолго до этого отобрал штат для передачи их в свою собственность. Однако на эти же земли поступили также заявки Ассоциации коренных жителей Арктического склона.

    Рис. 7. Гвичин [32] (или кутчин, как они себя сами называют) - субарктические индейцы из племен атабасков, ныне населяющие район по обе стороны от американо-канадской границы.

    Основой хозяйства гвичинов была охота на диких оленей, которая продолжается и сейчас. Однако таможенные правила запрещают гвичинам, охотящимся у своих соседей и родственников за границей, перевозить мясо из одной страны в другую. Тем не менее коренные жители пытаются всеми правдами и неправдами устранить законы, мешающие им свободно передвигаться по своей исконной территории.

    В 1969 г. группа из 8 кампаний предложила построить 800-мильный нефтепровод из Прудо-Бэй через всю Аляску к незамерзающему порту Валдиз. Предлагаемый нефтепровод пересекал федеральные земли, и [21] кампаниям для строительства требовалось закрепление за ними этих земель, т.е. их перевод (трансфер) из федеральной собственности в собственность штата. Для этого требовалось размораживание земель. Однако секретарь Удалл был непреклонен.

    После выборов новым секретарем Департамента внутренних дел стал Вальтер Хиккл, отражающий интересы крупных производственников. Он стал добиваться отмены моратория, но Сенат воспротивился этому. Замораживание продолжалось. В начале 70-х гг. возникли новые неприятности, связанные с нефтепроводом. Пять национальных сел внутренней Аляски подали требование, в котором заявляли свои права на земли нефтепровода [34]. Почти одновременно несколько федеральных экологических организаций предъявили другое прошение, в котором утверждали, что проект предлагаемого нефтепровода идет вразрез с Актом по государственной экологической политике, где предусматривается проведение государственной экологической экспертизы подобных проектов. Суд обещал природоохранным организациям временно блокировать проект.

    Эти события привели к тому, что все заинтересованные стороны - чиновники штата, строительные кампании, банкиры, нефтяные фирмы, секретарь Департамента внутренних дел, президент - все желали как можно скорейшего начала строительства нефтепровода, т.е. размораживания земель, а это было возможно только при удовлетворении требований коренных жителей. Вот почему впервые за многовековую историю эскимосы, индейцы и алеуты фактически получили политическую поддержку крупных промышленников и чиновников, и освоение арктической нефти ускорило получение коренными жителями своих земель. [22]

    Рис. 8. Алеут, каким его увидели в 1778 г. члены экспедиции капитана Джеймса Кука [32].

    Алеуты говорят на языке, чье сходство с эскимосским указывает на близкое родство этих народов. Основу хозяйства алеутов, как и у эскимосов, составляет морзверобойный промысел. С 1741 по 1867 г. алеуты были вовлечены в интенсивную торговлю с русскими и обращены в православие. В XVIII в. алеутов насчитывалось свыше 20 тыс. [32], сейчас же их около 6 тыс. человек.

    Было совершенно ясно, что в этой ситуации национальные требования будут удовлетворены. И здесь национальные группы Аляски допустили ошибку, так как не выработали единую стратегию, а действовали разрозненно. В Конгресс было представлено огромное количество проектов, отражающих разные точки зрения. Одни из проектов предусматривали получение обширной площади земель и меньшего количества денег в качестве компенсации, другие - больше денег и меньше земли и т.д. Естественно, штат хотел решить этот вопрос в свою пользу, и поддерживал тот грант, который давал коренным жителям мало земли, а в основном выплачивал денежную компенсацию. Природоохранные организации тоже поддерживали этот проект, так как были заинтересованы в отводе большего количества земель под охраняемые территории. Федерация коренных народов Аляски двигала проект, в котором она получала бы как максимальную площадь земель, так и максимальную денежную компенсацию. В этой ситуации роль судей взяли на себя не кто иные, как нефтяные кампании - они пытались уравновесить в Конгрессе эти проекты исходя из собственных интересов.

    Наконец, 18 декабря 1971 г. президентом Никсоном был подписан Акт по земельным требованиям коренных жителей Аляски (ANCSA) [35]. Акт обеспечивал коренных жителей определенным количеством земель, устранял все барьеры в строительстве трансаляскинского нефтепровода, размораживал земли Аляски для трансферов и устанавливал механизм защиты и охраны федеральных земель. Впервые в истории Америки появилось соглашение, в котором связывались воедино законы по земле и законы по национальностям и в котором благосостояние коренных народов увязывалось с политикой государства по отношению к ресурсам.

    ANCSA очень сильно повлиял на политическую жизнь индейской Америки. По примеру аляскинцев, многие индейские общины южных штатов также потребовали вернуть им их земли. Так, индейцы онеиды из штата Нью-Йорк требовали возвращения им 300 тыс. акров, а индейцы пеннобскот и пассамакводди из штата Мэйн - 5 млн. акров. Федеральное правительство было вынуждено пойти на уступки, и к концу 70-х гг. Комиссией по земельным требованиям индейцев было разрешено 275 земельных споров, в результате которых индейцам было выплачено в качестве компенсации за их земли 640 млн. долларов [30]. Кроме того, некоторым резервациям удалось добиться дополнительных земельных отводов. В следующем десятилетии было рассмотрено еще около 200 заявок, что привело к дальнейшим выплатам государства резервациям и племенным (общинным) правительствам. Фактически шел массовый выкуп земли у индейцев, обернувшийся во многих случаях тривиальным подкупом.

    Соглашение ANCSA, так восхваляемое американцами и вызвавшее поначалу бурю восторгов, на самом деле заложило в основу отношений с коренными жителями нечто страшное - поначалу невидимое, действующее исподволь, но глубоко изменившее сознание каждого индейца и эскимоса. И только сейчас, когда со дня подписания Акта прошло более 20 лет, большинству из них стало ясно - кому же они продали душу... [23]

    Загрузить
    всю книгу


    От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
    Информация об авторе
    Hosted by uCoz