ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕДОБЫЧИ

НОВЫЙ НЕФТЕПРОВОД В ЭКВАДОРЕ: «Амазонская Вахта» бьет сигнал тревоги

© AMAZON WATCH (www.amazonwatch.org). Материалы идут в редакции 2002 г.

ВТОРОЙ НЕФТЯНОЙ БУМ В БАССЕЙНЕ АМАЗОНКИ

План эквадорского правительства по постройке нового нефтепровода «Олеодукто де-Крудос Песадос» (OCP) постоянно откладывался в течение 10 лет – в основном из-за экономической и политической нестабильности страны и потенциальной рискованности проекта.

Однако 7 июня 2001 года, несмотря на широко распространившиеся протесты и неоднозначность проекта, администрация президента Эквадора Нобоа дала зеленый свет ОСР-консорциуму на начало строительства нефтепровода стоимостью 1,1 миллиард долларов. Проект, который планируется начать в августе 2001 года и закончить к середине 2003 года, удвоит мощность эквадорского производства нефти. Он уже вызвал второй нефтяной бум в эквадорской части Амазонки. По оценкам эквадорского правительства, в течение следующих 5 лет для заполнения мощности нефтепровода будут проведены работы по добыче и разведке нефти на сумму свыше 2 миллиардов долларов. Большинство месторождений сырой нефти для заполнения трубопровода будет скорее всего найдено в таких девственных и охраняемых районах, как национальный парк «Ясуни» и заказники дикой природы Лимонкоча, Панакоча и Куябено.

В феврале 2001 года OCP-консорциум подписал 20-летний концессионный контракт с эквадорским правительством на владение, строительство и ведение операций нефтепровода по перегонке сырой нефти. Этот проект – первый из тех, что будут осуществляться по новым эквадорским правилам, позвляющим частное владение и ведение операций по сооружениям и установкам связанным с добычей углеводородов. Этот закон, известный как «Трол-II», являлся частью экономического пакета по выходу из кризиса оговоренного в качестве условия Международного валютного фонда и Мирового банка реконструкции и развития в ответ на почти 16-миллиардный внешний долг Эквадора.

OCP-консорциум образован из 7 мультинациональных корпораций: «Оксидентал Петролеум» (США), «Альберта Энерджи» (Канада), Керр Мак-Ги (США), АГИП (Италия), «Перец Компанк» (Аргентина), «Репсол-YPF» (Испания) и «Тех-инт» (Аргентина).

ВЫЗЫВАЮЩИЙ СПОРЫ МАРШРУТ НЕФТЕПРОВОДА

298-мильный (506 км) нефтепровод планируется для перегонки от 390 тыс. до 450 тыс. баррелей в сутки сырой тяжелой нефти из нефтяных концессий, расположенных в дождевых лесах восточного региона страны, изестного как «Ориентэ», и переброски ее на нефтеперегонные заводы в провинции Эсмеральдас на Тихоокеанском побережье. Оттуда нефть будет перебрасываться на международные рынки через шельфовые погрузочные порты в Балао.

Подвергающийся критике северный маршрут трассы нефтепровода должен пересечь вершины гористой местности и регион высокого биоразнообразия и развития туризма. Трасса пересекает несколько девственных охраняемых территорий, в том числе лесной заказник Миндо Намбилло.

Существует и более "мягкий" - южный маршрут, идущий почти рядом с уже существующим эквадорским нефтепроводом SOTE и пересекающий по большей части сельскохозяйственные земли. Хотя южный маршрут оставляет экологически уязвимый регион Миндо свободным, он угрожает речным системам и местным поселкам на своем пути, а также затрагивает поселки около зон добычи и переработки нефти. Более того, крупные разливы нефти по любому из маршрутов представляют большую опасность при переброске сырой нефти через геологически нестабильный район Анд. Только за последние три года на путепроводе SOTE было 14 крупных утечек нефти.

Для северного маршрута Консорциум провел экологическую экспертизу - оценку воздействия на окружающую среду (EIA), которую критики назвали "чрезвычайно неадекватной". Несмотря на сильную оппозицию ученых, а также со стороны индустрии экотуризма, местных поселков и владельцев собственности, не проводя широкого общественного обсуждения альтернативных маршрутов, консорциум продолжает проталкивать проект северного маршрута.

ФИНАНСОВЫЕ СПОНСОРЫ OCP

Контракт на нефтепровод, выданный эквадорским правительством OCP-консорциуму, представляет собой 20-летнюю концессию BOOT (что значит «Трансфер на строительство, владение и проведение операций»). 10 июня 2001 года консорциум сдвинул проект с мертвой точки, получив финансовый заем на 900 миллионов долларов на 17 лет, выданный немецким банком «Вестдойче Ландесбанк». Этот банк планирует синдицировать заем с группой других крупных банков.

При организации кредитной линии для отдельных членов консорциума ведущими организаторами кредитного соглашения на 200-миллионную кредитную линию стали «Дойче Банк" и "Ситибанк". Однолетняя кредитная линия дает необходимую финансовую поддержку для участия в ОСР-проекте еще одной компании - «Перец Компанк», наименее финансово стабильному члену консорциума. Кредит был синдицирован со следующими банками: Банк Бостон, BEAL и "BNP Парибас" , которые выступают как организаторы кредитного соглашения, и BLADEX, «Хиповерейнсбанк» и «Верейнс-унд Вестбанк», выступающими как участники.

Фирме «Перец Компанк» было предложено участвовать в ОСР-консорциуме только потому, что она открыла новое нефтяное месторождение мощностью около 300 миллионов баррелей в бассейне Ориенте, в восточной части Эквадора и начала вести его добычу. Этот район охватывает почти 200 тыс. га в центре национального парка Ясуни.

«ОКСИДЕНТАЛ ПЕТРОЛЕУМ»: ЗА СПИНОЙ ЛИДЕРА

Эквадорское отделение компании «ОКСИДЕНТАЛ ПЕТРОЛЕУМ» (OXY) начало вести операции в эквадорской Амазонке с 1985 года. Это была первая компания, начавшая нефтеразведочное бурение на охраняемых территориях Эквадора – таких, как заказники дикой природы Лимонкоча и Куябено.

Для увеличения добычи сырой нефти OXY планирует инвестировать в следующие четыре года 485 миллионов долларов для освоение месторождения Еден Ютури, которое включает в себя месторождения Лимонкоча и Индиллан (70 % этих инвестиций планируется вложить в следуюшие два года). OXY оценивает потенциальную добычу здесь в 45 тыс. баррелей в сутки и планирует пробурить как минимум 32 новых скважины и предпринять дополнительные работы по нефтеразведке на месторождениях блока. Компания также собирается построить распределительный фидер для связи своих скважин с OCP-нефтепроводом близ города Лаго-Агрио.

В этом году OXY планирует провести сейсмическую разведку и разведочное бурение внутри заказника Панакоча – этот участок площадью 56 тыс. га представляет собой затопленные леса с системой черных лагун - один из самых уникальных регионов эквадорской Амазонки. Район является важным биологическим коридором, связывающим парк Ясуни и заказник Куябено, в нем обитают ягуары, оцелоты, девять видов обезьян, свыше 500 видов птиц и крупная популяция редкого вида – розового речного дельфина. Из-за медленного движения водных систем в Пинакоча возможный разлив нефти приведет к постоянному медленному просачиванию в заливаемые районы.

МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ ОБВИНЕН В ТЕНЕВЫХ СДЕЛКАХ

В начале 2001 года эквадорский министр энергетики и добычи полезных ископаемых Пабло Теран столкнулся с перспективой конгрессионного импичмента. Главной причиной такой угрозы были обвинения в том, что его частные интересы в ОCP контракте повлияли на его решение при выдаче 1,1-миллиардного контракта на строительство трубопровода выбрать OCP-консорциум, а не другого заявителя - «Уильямс компани».

Но в середине февраля Теран был оправдан - он смог убедить конгресс в том, что атаки против него были политически мотивированы и ориентированы на задержку развития ОСР-проекта. Оппоненты Терана обжаловали решение, говоря, что контракт на строительство трубопровода с OCP-консорциумом будет "мошенничеством тысячелетия".

Один из вопросов, поднятых в слушаниях по импичменту, касался инфляции стоимости проекта нефтепровода. Первоначально консорциум ОСР и компания «Уильямс» предоставили заявки о заключении контракта на сумму примерно в 550 миллионов. Несколько месяцев спустя, когда контракт был подписан с ОСР-консорциумом, стоимость удвоилась до 1,1 миллиарда долларов. Официальной причиной была то, что по настоянию Терана размер и мощность трубопровода была увеличена от первоначально заявленной на 100 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, эквадорское правительство поставило условие, что траншея под трубопровод будет использоваться также под прокладку волокнооптической телекоммуникационной линии.

ДОЛГОВАЯ СПИРАЛЬ: УДВОЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКЦИИ ДЛЯ ОПЛАТЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Строительство нефтепровода - реакция эквадорского правительства на на кризис в экономике, который довел внешний долг страны до рекордного уровня и привел к разорению торгового банка. В соответствии с программой, называемой "Апертура-2000", государство планирует удвоить добычу нефти и и ее экспорта, а для привлечения иностранных инвестиций приватизировать нефтяную инфраструктуру. Этот проект был разрекламирован перед правительством и иностранными кредиторами как главный инструмент возрождения экономики страны. Он также является одним из крупных условий соглашения правительства по структурной перестройке с Международным валютным фондом по урегулированию выплат государства по внешнему долгу.

При расширении добычи нефти в Эквадоре и начале работ по добычи нефти на блоках, владеемых частными лицами, основными препятствиями до сих пор были ограниченность мощности существующих эквадорских трубопроводов и их недоступность в местах будущей нефтедобычи. Новый трубопровод ОСР сделает возможным транспортировку сырой нефти из пяти главных нефтяных месторождений компании "Петроэквадор" в провинции Ориенте (Шушуфинди, Саша, Аука,Либертадор и Кононако), а также от концессий, принадлежащих семи членам консорциума.

Другое оправдание строительства OCP – это перевод существующего трубопровода SOTE на транспортировку только легкой сыорй нефти, при том, что всю тяжелую сырую нефть будет перекачивать OCP. Существующая система смешивания этих двух видов нефти обесценивает государственную дорогостоящую легкую нефть, приводя к ежегодным потерям на сумму более чем 450 миллионов долларов.

С 1970-х годов, когда компания "Тексако" построила первый эквадорский трубопровод SOTE, внешний долг государства возрастал по экспоненте от 217 миллионов долларов в 1972 г. до почти 16 миллиардов долларов в 2001 г.

БОЛЬШЕ НЕФТИ – БОЛЬШЕ ДОЛГОВ

Какова связь между нетью и долгом? Сократили ли прошедшие 30 лет выплаты нефтяных налогов нищету и повысили ли они уровень жизни в Эквадоре? На что и куда тратились эти выплаты государству за нефть?

Сейчас Эквадор занимает первое место среди стран Южной Америки по величине долга на каждого жителя – долг составляет почти 1100 долларов на человека. По данным Отчета о бедности ООН за 1997 год, в период между 1970 и 1990 годами безработица в стране возросла в 4 раза, а процент людей, живущих в бедности, почти удвоился.

Эксперты объясняют этот парадокс так. Нефтяные ревеню увеличили кредитную стоимость Эквадора у иностранных кредиторов. Ключевыми факторами увеличения долга Эквадора стали коррупция, отсутствие прозрачности сделок, слабое участие общественности в процессе принятия решений, финансово неоптимальные инвестиционные решения. Кроме того, к увеличению количества займов привели чрезвычайно нестабильные цены на нефть за последнее десятилетие, что утяжелило бремя долгов в стране.

Источники внутри "Петроэквадора" (нефтяная компания принадлежащая государству) обнаружили что из 2,4 миллиарда долларов нефтяных ревеню заработанных Эквадором в 2000 году, 1,3 миллиарда долларов пошло на уплату внешнего долга, и 1 миллиард был внесен в залог за поручительство за коммерческие банки, что оставило для внутригосударственных нужд Эквадора сумму менее 100 миллионов долларов.

В то же время уровень жизни эквадорцев, особенно тех, кто живет в нефтедобычных регионах или около нефтеперегонных заводов, продолжает падать. Поселки в этих регионах испытывают на себе серьезные экологические и социальные последствия нефтедобычи, в том числе высокий процент заболеваемости от рака и других болезней.

МИНДО: РАЙОН ВЫСОКОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПОСТАВЛЕН НА КРАЙ ПРОПАСТИ

Битва по защите уникального дождевого леса района Миндо-Намбилло стала одной из основных целей местных и международных протестов, так как трасса OCP будет пересекать ядро этой уязвимой территории. Его защитники, жители 25 поселений вдоль будущей трассы нефтепровода, живут в основном за счет экотуризма и предоставления услуг научным организациям. Население этих поселков считает район Миндо центром высочайшего биоразнообразия и эндемизма и требует, чтобы маршрут трассы был изменен и шел параллельно существующему трубопроводу SOTE.

Район Миндо, расположенный в 25 милях к северо-востоку от Киото на восточном макросклоне вулкано Пичинча, является местообитанием многих редких и исчезающих видов Анд. Здешняя флора и фауна - одна из самых богатых в мире, здесь огромное количество видов животных и растений, рептилий, земноводных, бабочек и птиц с узким ареалом распространения. В горах характерны крутые склоны, с частыми оползнями и селями. Распространены пирокластические потоки - следствия изливания лав, горячих обломков и газа во время извержений одного из наиболее активных в Эквадоре вулканов.

Район входит в одну из первых в Южной Америке ООПТ , называемых "важными районами по сохранению птиц". Эти ООПТ созданы одной из крупнейших в мире конфедераций природоохранных организаций "Бёдлайф Интернешнл" и орнитологическим обществом Эквадора (CECIA). Территория признана Районом эндемичных птиц Северного участка центральных Анд: здесь обитает свыше 450 видов птиц, 46 из которых находятся под угрозой исчезновения. Здесь обитает также 30 видов млекопитающих. Почти 70% земноводных, обитающих в районе, эндемичны, причем более половины из них сейчас находятся под угрозой исчезновения.

Район Миндо охватывает 600 тыс. га в экваториальных Андах, 84694 га из которых являются государственными и частными заказниками и заповедниками. Однако статус охраняемых территорий не защищает их от того, что они стали местом прокладки трассы будущего нефтепровода. Трасса OCP должна проходить прямо через заказник "Дождевой лес Миндо-Намбилло" и соседние с ним коренные и вторичные леса. Кроме того, он будет идти через бассейн реки Миндо – основного источника питьевой воды для окрестных поселков. Учитывая то, что предлагаемый маршрут нефтерповода будет идти вдоль горных хребтов по их гребням, утечки нефти могут серьезно нарушить экосистемы нескольких речных бассейнов.

Благодаря международно признанной красоте и высокому уровню биоразнообразия, Миндо является меккой для экотуристов и часто сравнивается по своему великолепию с Галапагосскими островами. Некоторые местные жители совместно с частными группами – как эквадорскими, так и зарубежными – создали здесь охраняемые территории, надеясь, что это поможет сохранить уязвимые экосистемы, и следовательно виды, в них обитающие. Нефтепровод является прямой угрозой развитию здесь индустрии экотуризма, которая потенциально межет дать стране в следующие 20 лет до 600 миллионов долларов дохода.

Несмотря на обещания OCP-консорциума и государственных ведомств использовать в регионе Миндо наиболее современную продвинутую технологию строительства и "самые высокие экологические стандарты", местные жители и природоохранные группы указывают на уже имеющиеся факты экологических нарушений нефтяными компаниями. Так, эквадорский нефтепровод SOTE только за последние три года испытал свыше 14 крупных разливов нефти, многие из которых еще не очищены. Критики указывают на долгий период безответственной добычи нефти в Эквадоре и поднимают серьезные вопросы о текущей деятельности членов OCP-консорциума. Отчеты по экологической экспертизе и планы по смягчению возможных последствий в Эквадоре редки, а многочисленные нарушения закона и случаи нарушения экосистем оставались по большей части безнаказанными.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Постройка OCP сделает необходимым увеличение нефтедобычи во всей эквадорской Амазонке, особенно на тех участках, что принадлежат членам OCP-консорциума. До настоящего времени добыча нефти на этих участках ограничивалась в основном разведкой из-за остсутствия емкостей и мощностей по хранению и перекачке нефти и отсутствия инфраструктуры для ее перевозки.

С появлением нефтепровода в следующие 3-5 лет ожидается поступление новых инвестиций на сумму свыше 2 миллиардов долларов, что должно привести к бурному росту нефтедобычи. На настоящий день добыча сырой нефти в Эквадоре составляет 150 тыс. баррелей в сутки. Для того чтобы достигнуть намеченного объема добычи в 390-450 тыс. баррелей в сутки, потребуется строительство сотен новых скважин, сети вспомогательных дорог, линий разгрузки и подкачки, и других инфраструктур, часть из которых будет построена в экологически уязвимых экотопах.

Кроме того, для того, чтобы транспортировать нефть на побережье, около охраняемых территорий придется построить сооружения по перегонке и переработке нефти. Эти работы потенциально угрожают охраняемым территориям – национальному парку Ясуни, заказнику дикой природы Куябено и биологическим резерватам Лимонкоча и Панакоча.

Никто никогда реально не осознавал, что большинство месторождений тяжелой сырой нефти, столь необходимых для наполнения нефтепровода, лежат под национальными парками, заказниками и территориями коренных народов.

БУМ НЕФТЯНОЙ РАЗВЕДКИ В ЭКВАДОРСКИХ ЛЕСАХ

По оценкам "Протоэквадора", известные месторождения сырой нефти будут освоены в первые 10 лет после ввода ОСР. Следовательно, проект потребует поиска дополнительных нефтяных метсорождений в южной части эквадорской Амазонки. Правительство намеревается провести "Десятый раунд", в котором продаст с аукциона дополнительные районы. Одиннадцать участков покрывают 2,4 миллиона гектаров последних оставшихся девственных лесов Эквадора и родовые земли изолированных коренных этнических групп. Регион, который до сих пор оставался незатронутым нефтедобычей, попадает на территории коренных общин Ачуар, Шуар, Хуаорани, Квичуа, Шивиар и Запара. Большинство этих общин проголосовало за то, чтобы на их землях нефтедобыча никогда не велась.

Особеную озабоченность вызывает участок на границе Эквадора с Перу, содержащий, по предварительным данным, крупнейшие в Эквадоре месторождения нефти. Этот район попадает в границы национального парка Ясуни – признанного всемирного биосферного резревата.

Эквадорские и международные экологические организации понимают реальную угрозу последним остаткам девственных и культурно уязвимых районов Амазонки и призывают ввести мораторий на отведение под нефтедобычу новых участков.

ТОКСИЧНОЕ НАСЛЕДСТВО НЕФТЕДОБЫЧИ В ЭКВАДОРЕ

Частые разливы нефти

Зона, где существующий трубопровод SOTE доходит до субтропических амазонских лесов - это узкий перевал через Анды на высоте почти 4000 м над уровнем низменности. Это высотный пояс, для которого характерны постоянные и обильные дожди. Дожди ливневого характера пропитывают нестабильные почвы на крутых склонах и вызывают частые оползни и сели, которые за 30 лет существования трубопровода нарушали его десятки раз. Сочетание сырого климата и частых землетрясений, обычных в этой части Анд, крайне неблагоприятно сказывается на состоянии трубопровода SOTE: здесь зафиксированы частые уетчки и разливы нефти. По некоторым оценкам, количество пролитой нефти здесь почти вдвое превышает крупнейший разлив с танкера "Эксон Валдиз" 1970-х годов. OCP-нефтепровод также будет проходить через этот район и неизбежно столкнется с той же проблемой - землетрясениями и риском оползней.

Угроза прибрежным поселкам

Рост нефтедобычи угрожает поселениям, находящимся близ нефтеперегонных заводов и установок по переработке сырой нефти в прибрежной провинции Эсмеральдас. Жители Эсмеральдаса, большинство из которых афро-эквадорцы, в результате постоянного загрязнения нефтеперегонными заводами воздуха, воды и почвы занимают одно из первых мест по раку и респираторным, кожным и желудочным заболеваниям во всем Эквадоре.

Угроза поселкам на Амазонке

С начала 1970-х годов и до начала 1990-х компания «Teксако» добыла свыше 1,5 миллиардов баррелей нефти в амазонских субтропических дождевых лесах, используя стандартную технологию, при которой отходы бурения ежедневно сливаются в окружающую среду. В результате сегодня существуют свыше 350 загрязненных участков, продолжающих загрязнять питьевую воду почти для 30 тыс. человек. Тысячи страдают от болезней, в основном от рака и кожных заболеваний. В 1993 году жители пораженных поселков подали иск в федеральный суд в Нью-Йорке, однако дело так и не было рассмотрено.

Компания «Петроэквадор» и другие частные компании продолжают вести операции, используя те же стандартные технологии, получившие в стране плохую репутацию. Хотя экологические законы и существуют, они написаны неясно, и соответствующие государственные ведомства не имеют ни желания, ни правомочий, чтобы их соблюдать.

Эквадорские чиновники заявляют, что строительтство нефтепровода даст стране 5 тыс. рабочих мест прямой занятости и еще около 50 тыс. мест непрямой занятости. Такой наплыв рабочих мест, действительно, и может произойти в первые год-два строительства, министр энергетики и топливных ресурсов подтвердил, что из этих рабочих мест всего 300-400 будут долговременными и требующими высокой квалификации.

В кратковременной перспективе - появление до 5 тыс. мест для строительных рабочих в мелких сельских поселениях, разбросанных вдоль маршрута нефтепровода. Однако это, скорее всего, вызовет серьезные социальные последствия. В других проектах нефтепроводов такого масштаба – таких как Бразильский нефтепровод Уруку-Коари и боливийско-бразильский нефтепроводы – рабочие городки около мелких поселков (особенно национальных) вызвали серьезные социальные последствия. Можем описать эти последствия так:

  • Дефицит в местных ресурсах продовольствия и лекарств – в частности, дефицит местных пищевых ресурсов, вызванных перепромыслом рыбы и нелегальной охотой на диких жиотных;
  • Нарушение традиционных охотничьих угодий – животные уходят со своих мест, спугнутые шумом строительства;
  • Сексуальное насилие или запугивание местных женщин;
  • Возросшая проституция, в том числе детская, и связанное с ней распространение болезней, передаваемых половым путем;
  • Возросшая колонизация и заселение районов вдоль маршрута нефтепровода, особенно после завершения строительства;
  • Возросшее загрязнение местных источников питьевой воды и распространение заболеваний, связанных с канализационными отходами рабочих городков– особенно плохое управление гигиеническими санитарными прудами;
  • Возросшее сведение лесов и эксплуатация природных ресурсов в результате прямого доступа к ранее нетронутым районам;
  • Рост насилия и преступности.

РАСТУЩАЯ ОППОЗИЦИЯ

Споры вокруг OCP объединили разных участников - местных землевладельцев, владельцев туристических стоянок и центров, студентов, местных чиновников, природоохранные организации, экологов, ученых, туроператоров экотуризма,организации коренных народов и заинтересованных граждан. Жители поселков в северной части нефтедобычного региона провинции Ориенте, а также береговых поселков вокруг нефтеперегонных заводов выразили свою озабоченность и протест. Весной 2001 года споры вокруг OCP на местной и международной арене достигли пика, были проведены демонстрации, выступления на передвижных повозках, конгрессионные слушания, туры в уязвимые экоксистемы вдоль трубопровода. Все эти акции и действия поставили перед проектом массу проблем. Несмотря на попытки правительства утихомирить споры в обществе, оппозиция растет.

Активисты начали свои действия весной 2000 года, когда "Тех-инт" - член консорциума, ответственный за строительство, - пересек границы частного заказника в дождевом лесу Миндо-Намбилло и свалил ряд деревьев, чтобы разметить будущую трассу OCP-нефтепровода. Эти работы были проведены без какого-либо предварительного разрешения со стороны правительства или владельцев частной собственности. Более того, такие действия компании означали, что Тех-инт был совершенно уверен (за год до подписания контракта), что тендер на подряд выиграет не компания "Уильямс", а OCP-консорциум. Суд оштрафовал компанию за спил деревьев на 13 тыс. долларов. С тех пор протесты против проекта – особенно его предлагаемого северного маршрута - резко выросли.

11 апреля, за несколько дней до того, как в министерство энергетики и полезных ископаемых был представлен отчет по экологической экспертизе проекта OCP, зинтересованные эквадорцы начали демонстрацию в Киото перед зданием конгресса и представили письмо, требующее усиления юридических требований к процессу консультации с общественностью в связи с проведением ОВОС на OCP порект.

Месяцем позже несколько тысяч разгневанных эквадорцев собрались на окончательные публичные слушания по OCP, когда министр энергетики и топливных ресурсов и компания OCP Ltd. представили результаты ОВОС. Активисты заклеймили проект, предполагающий пересечение нефтепроводом северо-востока провинции Пичинча, и смогли эфективно доказать несостоятельность посылок должностных лиц по проекту и закрыть собрание.

ОВОС - проект экологической экспертизы по проекту - был признан неадекватным. Это признала команда местных и зарубежных ученых, специализирующихся на биразнообразии Эквадора. Член команды Поль Гринфилд, международно известный орнитолог, заявил: "Итоговый вариант ОВОС не включает в себя важную научную информацию, представленную в наших исследованиях. Поэтому он не отражает реальную экологическую значимость этого района. Эндемичные и редкие виды, обитающие в лесах этого района, оказались перед реальной угрозой исчезновения".

В конце апреля при содействии местных властей Амазонских провинций Сукумбиос и Ореллана была образована комиссия для детального мониторинга процесса строительства OCP. Власти местных администраций определили список видов деятельности комиссии и заручились поддержкой Фронта по защите Амазонки для надзора за продвижением работ при поддержке Центра по экономическим и социальным правам и Интитута комплексных исследований (ISIS).

Комиссия будет распространять информацию о воздействиии проекта и реагировать на все новые стройки. Комиссия затребовала экземпляры всех связанных с проектов документов для рассмотрения и анализа и планирует проведение юридических акций, направленных на расторжение ОCP-контракта на основании того, что правительство не выполняет права граждан на информацию и проведение консультаций.

Ожидается продолжение протестов, особенно в северо-восточной части провинции Пичинча, где местные жители проголосовали за блокаду строительства. Тем временем общественная эквадорская негосударственная организация "Акцион Экологика", выступающая против сторительства OCP, провела несколько рабочих встреч и семинаров для поселков в зоне строительства, разъясняя возможные последствия проекта для сельских жителей. Жителям объясняли, к чему приведет рост количества буровых скважин в районе, насколько обманчива и манипулятивна тактика нефтяных компаний.

"Акцион" также организовала сидячие забастовки и демонстрации, отсняла видеоматериал о проекте, провела массу объявлений на радио и сделала множество пресс-релизов для печати, в которых освещала экологическую рискованность рпоекта, его воздействие на охраняемые территории - такие как национальный парк Ясуни и заказник Куябено.

Был образован "Комитет в защиту маршрута с наименьшими последствиями" – коалиция, в которую вошло более десятка местных и зарубежных орнитологов, ученых, природоохранных и экологических групп, профессионалов экотуризма, государственных чиновников и землевладельцев. Эта коалиция заявила протест против маршрута OCP через район Миндо. Чтобы повысить информированность населения в этих вопросах, комитет провел успешную кампанию в СМИ Эквадора. Члены комитета установили аншлаги и транспаранты вдоль всех автомагистралей и шоссе в регионе, а также вступили в продолжающиеся дебаты с OCP-консорциумом, в которых также участвуют государственные ведомства Эквадора.

ЮРИДИЧЕСКИЕ БИТВЫ ИДУТ ОДНА ЗА ДРУГОЙ

Один из ключевых моментов раздоров - отсутствие конституционально правомочных предварительных общественных слушаний. До середины апреля, когда был завершен ОВОС, ни один из поселков в зоне строительства не был информирован о его последствиях. В то же время контракт с решением об окончательном маршруте был подписан в феврале.

В мае "Акцион Экологика" вместе с национальной организацией коренных народов Эквадора CONAIE и синдикатом инженеров и специалистов "Петроэквадора" подали иск в конституционный суд с требованием аннулировать OCP-контракт. Спустя несколько недель суд отклонил исковое заявление, в то же самое время министр окружающей среды и министр энергетики одобрили итоговое заключение по экологической экспертизе ОСР. На решение суда подана жалоба.

Второй иск был подан в начале июня фермерами, местными природоохранными организациями и владельцами туристических центров от города Сан-Мигель де-Лос-Банкос. В нем требовалось ввести судебный запрет на строительство OCP через Миндо. Истцы заявили, что эквадорское правительство и OCP-консорциум не провели необходимых консультаций в поселках из зоны строительства и тем самым нарушили эквадорскую конституцию (в которой записано требование об обязательных слушаниях).

Третий иск будет подан в ближайшие недели от поселков в северной части эквадорской Амазонки, ведь именно они окажутся в самом центре зоны интенсивного освоения. Главная проблема – план строительства в Амазонке нефтеперегонного завода, который смог бы перерабатывать сырую нефть так, чтобы ее можно было транспортировать по нефтепроводу.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗМУЩЕНИЕ

За пределами Эквадора развернута общемировая кампания по поддержке поселений в зоне строительства. Коалиция международных природоохранных групп - включая Движение за сохранение мировых дождевых лесов, Гринпис, Международное общество по экотуризму, «Друзья Земли», Сеть акций по дождевым лесам, «Амазонская Вахта» - послала письмо Джи Пи Моргану Чейзу из «Ситигруп и Дойч Банк», призывая финансовые институты воздержаться от выдачи или оплаты дополнительных займов на проект нефтепровода. Кроме того, активисты настаивают на том, чтобы банки воздержались от дальнейшего финансирования новых установок и сооружений по добыче нефти в девственных и культурно чувствительных районах эквадорской Амазонки. Немецкие активисты начали кампанию в Европе, работая с немецкими банками, обеспечивающими большую часть финансирования проекта.

СТАТУС ПРОЕКТА OCP

В середине апреля OCP-консорциум и "Entrix" представили окончательный вариант 1500-страничной ОВОС (Оценки воздействия нефтепровода на окружающую среду, или отчет по экологической экспертизе) в министерства энергетики и окружающей среды. На период рассмотрения и сбора комментариев от общественности правительство выделило всего 27 дней. Разные группы начали критиковать ОВОС. Все согласились с тем, что возможные последствия проекта такого масштаба и в районах , столь уязвимых и экологически важных, проанализированы недостаточно глубоко. Под интенсивным давлением общественности министр окружающей среды признал, что в ОВОС есть определенные недостатки, и представил список из 72 позиций, которые должны быть учтены перед окончательным утверждением проекта.

Консорциум внес в ОВОС соответствующие исправления и вновь представил заключение, после чего оба министерства - энергетики и окружающей среды - дали добро и выдали экологическое разрешение лицензию. Несмотря на сильную оппозицию, министерства выбрали маршрут через Миндо. Основание - возможность начать строительство немедленно. OCP-консорциум объявил о планах начать строительство в августе 2001 г. после подписания контракта с компанией "Тех-инт".

ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ

Игнорировать экологические и социальные последствия прокладки и добычи нефти в Экавдоре нельзя. Местные протесты, судебные дела, нефтяные разливы, деградированные и загрязненные экосистемы – все это свидетельство неоправданного риска проекта. Планируемый нефтепровод, скорее всего, разрушит уязвимые экосистемы этой территории, вызовет распространение загрязнения и болезней. Он увеличит зависимость населения от нефти – главного ископаемого топлива, ответственного за глобальное потепление климата. "Амазонская Вахта" призывает эквадорское правительство вместо нефтяного освоения девственных лесов рассмотреть экономические альтернативы, основанные на постоянной охране этих лесов и их биоразнообразия.

Мы просим финансовые институты свернуть выдачу кредитов под проекты ископаемого топлива в экологически чистых и культурно уязвимых районах и вместо этого инвестировать ускорение перехода к возобновимым источникам энергии.

Пер. с англ. А.В. Беликович

Hosted by uCoz