ПРОБЛЕМЫ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЦЕНА НА МЕДЬ КАК СКРЫТЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Этот металл говорит нам почти все, что мы должны знать о мировой экономике
Дэниэл Гросс 11 ноября 2005 г.
Просматривание заголовков в «Financial Times» для самых нервных из нас – это что-то вроде пытки: высокие цены на нефть, глобальная нестабильность, торговые дисбалансы, мрачная угроза Китая... Но оптимисты обрадуются, следя за ценами на медь – повседневный металл, о котором часто забывают. Его цена за килограмм меньше, чем у кофе или у бутербродного мяса. Но как инвестиция в последние несколько лет - это чистое золото.
Золото, которое продается сегодня за 476 долларов за унцию (http://www.kitco.com/market) - волшебный металл как инвестиция, всеобщая побрякушка и замечательный обратный экономический показатель. Цены на золото растут, когда люди боятся нестабильности и инфляции. Но обыденная медь, продающаяся 12 центов за унцию, совсем другое дело. Как отметила Нью-Йоркская коммерческая биржа, медь «является третьим после железа и алюминия наиболее широко используемым в мире металлом» (то есть медь получила бронзовую медаль среди металлов за масштаб использования). И она является великолепным показателем роста экономики. Если растут цены на медь, значит, растет мировая экономика.
Медь – дешевый металл, которого много, и она имеет множество полезных качеств: она сопротивляется коррозии и является прекрасным проводником тепла и тока. В результате она используется во многих отраслях промышленности. Медь требуется в производстве сантехники, радиаторов, электрических проводов, кондиционеров. На цены на медь положительно повлияли некоторые довольно важные тенденции. Во-первых, общемировой бум строительства жилья, и вообще строительства. По данным Ассоциации добычи меди (АДМ) (http://www.copper.org/about/cda_mission.html), почти половина меди в США используется при строительстве жилых и производственных зданий (и эта тенденция в США в целом повторяет общемировую структуру использования меди). Большую роль здесь играет Китай, переживающий сейчас строительный бум. Около 20% меди идет на производство электрических и электронных товаров - телефонов, телевизоров, соединителей, наушников и т.д. Когда в Китае началась мода на телефоны, стереоприставки, кондиционеры и современную сантехнику, возросший спрос на эти товары поднял цены на медь. Другим крупнейшим потребителем меди является транспортный сектор. Главный исполнительный директор АДМ Эндрю Кирета отметил, что каждый автомобиль содержит почти 50 фунтов меди. Ну и наконец, некоторое количество меди содержится во всех монетах США.
Все это приводит к росту потребления и производства меди. На графике показывается рост мирового потребления меди в период с 1993 по 2002 гг. АДМ в своем отчете указывает, что общемировое производство меди за период с 2002 по 2004 год выросло на 20%. Это хорошие новости для Чили, страны, дающей треть всей меди мира, и для компаний вроде «Фелпс Додж» - медного гиганта, базирующегося в СШАt.
«Фелпс Додж» только что обнародовал впечатляющий квартальный отчет, в котором показал, что его акционерный капитал за последние три года вырос в четыре раза.
Растущий спрос на медь – хорошая новость и для ее сбытчиков. На графике (http://futures.tradingcharts.com/chart/CP/M) показывается рост сбыта меди за последние несколько лет. Этот график с головокружительными результатами
(http://futures.tradingcharts.com/chart/CP/W) показывает, как цена на медь за последний год выросла вдвое.
Графики цен на медь напоминают кривые продаж Интернет-биржи в начале 2000 года, знаменовавших плохие новости для экономики и инвесторов. Но цены на медь не обязательно означают биржевые игры, могущие привести к краху. Цена на медь обычно является довольно точным барометром спроса на медь в реальном мире, а не есть следствие нерациональных биржевых ставок на будущую цену. Почему? Как отмечает аналитик чикагской фирмы «Бьянко Ресеч» Ховард Саймонс, медь дешевый, тяжелый продукт, который имеется в изобилии: «Поэтому вы не запасаете его на будущее, вы просто используете его по необходимости". Никто не утруждает себя в хранении меди (и чтобы хранить любое достаточное количество меди, не нужен огромный склад). И хотя какие-то небольшие фирмы, вполне вероятно, и спекулируют на меди, "никто не вылетает в трубу и не прогорает в пух и прах, как бывает с самыми драгоценными металлами вроде золота и серебра", - добавляет Саймонс.
Когда товар приобретает высоко спекулятивную форму, или когда наблюдается кратковременный разрыв между спросом и предложением, цена за поставки в этом месяце (цена при условии немедленной уплаты наличными) может подняться высоко над ценой за поставку в следующие месяцы (будущей ценой). Но с медью такое практически не происходит. Если цена за краткосрочные поставки обгоняет будущую цену, то компании, имеющие в наличии этот товар, просто распродают его.
Таким образом, графики и данные АДМ говорят нам о размеренно растущем спросе и размеренно растущих ценах на медь. Как все оптимальные и эффективные рынки, медный рынок прекрасно реагирует на динамику спроса и предложения. Поэтому если цены на медь остаются высокими, это означает, что компании по всему миру закупают много меди и превращают ее в провода, сантехнику, монеты и т.п. Если цены падают, это означает, что некоторые ключевые отрасли, вероятно, начинают застаиваться. Например, то, что говорит нам сегодняшняя цена на медь, подтверждается многими другими данными, но многие аналитики никак не могут этому поверить: несмотря на все напряженности, несмотря на огромный дисбаланс в торговых и финансовых потоках, несмотря на вся явные затруднения, мировая экономика продолжает расти с постоянной и впечатляющей скоростью.
___________________________________
Дэниэл Гросс (www.danielgross.net) ведет авторскую колонку в газете "Moneybox".
Пер. с англ. А.В. Беликович