ПРОБЛЕМЫ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЛАТАЯ ДЫРЫ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Маделейн Дрохан / Из «Globe and Mail» от 20 октября 2005 г. © Bell Globemedia Publishing Inc.
Канадцы любят хвастать своим прогрессом в области горной промышленности и энергетики. Наши политики заявляют, что Канада – мировой лидер в информации, технологиях и квалифицированной рабочей силе, что ее компании работают во всех точках земного шара, и что почти 60% разведочных и добывающих фирм мира состоит на канадских биржах.
Но попросите правительство доказать, что при своей работе в других странах мира канадские компании уважают права человека и экологические законы (что сделал в июле комитет по иностранным делам и торговле при Палате общин) - и мы сразу превратимся в отстающих, наша лидирующая роль будет с удобством забыта.
Такой образ отстающей страны с поразительной ясностью проявился в ответе федерального правительства на рекомендации комитета. Большинство комментариев к рекомендациям, подписанным министром иностранных дел Пьером Петтигрю, можно снисходительно назвать бессмысленными, другие же вообще не касаются высказанных замечаний.
Возьмем, к примеру, реакцию правительства на рекомендацию установить в Канаде ясные юридические нормы, чтобы канадские компании были ответственны за свои операции за границей и несли определенные наказания за нарушение там прав человека или экологических стандартов. Но, как заметило правительство, эти вопросы лежат в юрисдикции других государств. Другие страны делают это посредством своего собственного домашнего законодательства. Это действительно имеет смысл, если только не знать ситуацию в странах, в которых работают канадские компании. Яркий пример – Конго. Такие государства часто бывают слишком увлечены своими внутренними конфликтами, не говоря уже о растущей коррупции, и не могут обеспечить соблюдение иностранными корпорациями прав человека.
Канадское правительство заявляет, что ему не нравится идея применения канадских законов к деятельности компаний за рубежом (за исключением некоторых случаев вроде защиты от терроризма и издевательств со стороны государственных чиновников). Опять же это имеет смысл (хотя в прошлом Канада сама нарушала это правило, когда подвергала досмотру европейские траулеры, подозреваемые в перелове в международных водах). В мире все перепутается, если каждая страна будет настаивать, чтобы ее законы соблюдались и за ее пределами.
Что же делать в этом случае? Возможно, стоит разработать специальный комплекс международных законов, касающихся работы транснациональных корпораций. Будучи мировым лидером в горной и энергетической промышленности, не должны ли мы и здесь взять на себя ведущую роль? И не следовать правительству, которое довольствуется тем, что будет "изучать наилучшие практики других государств".
Комитет рекомендовал канадскому правительству усилить «Положения для транснациональных предприятий», для чего посоветовал теснее работать с членами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Несмотря на серьезные упущения, этот документ - один из немногочисленных инструментов, имеющихся у населения для того, чтобы заставить компании вести себя ответственно. Комитет рекомендовал, чтобы эти положения стали обязательными, а не добровольными, но это предложение администрация сразу отмела:
"любое движение по направлению к тому, чтобы сделать «Положения…» обязывающими или имеющими большую юридическую сил, будет противоположно первоначальным намерениям составителей". А составители – это такие правительства, как Канада, которые видят зияющие дыры в международном законодательстве, но отказываются зацементировать их чем-либо более существенным, чем горячий воздух разговоров.
Поступая таким образом, правительство уступает давлению со стороны транснациональных корпораций, которые яростно лоббируют администрацию в попытках отстоять свое положение. А положение их таково, что их права защищены международными законами, соглашениями и договорами, содержащими в себе статьи о серьезных санкциях при нарушении, обязательства же корпораций остаются добровольными. Ответственные горнодобывающие и энергетические компании (а их много) должны признать, что такая ситуация ненормальна.
Так что же планирует делать Канада? В основном говорить. Правительство собирается говорить с канадскими компаниями и объяснять им, как устранять негативные последствия, если деятельность компаний становится проблематичной. Оно собирается поговорить с другими правительствами и выяснить, что они планируют, а в следующем году оно собирается поговорить с самими канадцами, устроив серию из пяти круглых столов.
Нам не нужно больше разговоров. Нам нужно, чтобы наше правительство лидировало в международных попытках разработать законы, регулирующие деятельность корпораций за рубежом. К сожалению, учитывая важность добывающей и энергетической промышленности для Канады, наше правительство отказалось от этой роли.
Пер. с англ. А.В. Беликович