ПРЯМЫЕ И НЕПРЯМЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ: СААМЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАРЛАМЕНТЫ

Эва Джосефсен

© Copyright Eva Josefsen. DIRECT AND INDIRECT CHANNELS OF INFLUENCE: THE SAMI AND NATIONAL PARLIAMENTS
Пер. с англ. А.В. Беликович (2003)

 

Введение

В данной статье рассматриваются разные формы участия саамов в жизни государства и разная степень их вовлечения в систему выборов, политических партий или государственных структур. В разных странах это происходило по-разному, в зависимости от сложившихся условий. В целом развитие взаимоотношений между саамами и остальным обществом в течение последних десятилетий ХХ века было позитивным, двигаясь в сторону социального равноправия. Наиболее серьезные и глубокие изменения произошли после создания саамских парламентов в Швеции, Финляндии и Норвегии, однако в России саамы продолжают работать в исключительно сложных конституционных, экономических и социальных условиях.

Взаимоотношения саамов с государственными парламентами включают в себя два аспекта: с одной стороны, канал прямого воздействия на парламенты через политические партии и выборы и, с другой, канал непрямого воздействия через выборы представителей в саамские парламенты.

Канал прямого воздействия в принципе дает возможность непосредственного влияния на состав государственного парламента и - таким образом - на проводимую им политику. По каналу непрямого воздействия оказывается влияние на состав саамских парламентов, и уже через них – на ту политику, которую саамы осуществляют в государственных парламентах.

Административные структуры саамов и их влияние на государственное правительство в данном документе не рассматриваются.

Саамы

Саамы населяют четыре страны - Швецию, Финляндию, Россию и Норвегию. Получение точных данных о численности саамского населения - сложная методологическая проблема. Одной из причин является проводимая ранее политика ассимиляции саамов и репрессий по отношению к ним. По приблизительным оценкам, 5-6,5 тыс. саамов проживают в Финляндии, 17-20 тыс. в Швеции, около 2 тыс. в России и 40-45 тыс. - в Норвегии (Eriksson, 1997). На всей территории проживания саамы являются меньшинством, за исключением муниципалитетов Каутокейно и Карасйок в Норвегии и Утсйок в Финляндии.

Около 10 % саамов занимаются оленеводством. Другими традиционными занятиями являются сельское хозяйство и рыбная ловля. Сегодня многие саамы заняты на нетрадиционных работах и считаются частью обычных трудовых ресурсов страны. Язык саамов состоит из 9 диалектов, перекрывающих государственные границы. Многие саамы свой родной язык утратили.

Бывшая политика государств по отношению к саамам

С 1800-х годов и до второй мировой войны основой национальной политики в скандинавских странах была идеология и методология ассимиляции саамов. Это означало, что саамы должны были заменить свои собственные культурные традиции и языки моделями поведения и языками господствующих культур этих стран. В условиях политики ассимиляции саамам чрезвычайно трудно было сохранять свою идентичность. Культура, язык и способы хозяйствования саамов считались препятствиями для объединения нации в единое государство и общего развития общества. Идеологией, лежавшей в основе этой политики, был социальный дарвинизм (Nystø, 1993b), пронизавший практически все социальные сферы: законодательство, науку, практическую политику. Однако в отношении к саамам со стороны разных государств наблюдались некоторые различия: Швеция в начале ХХ века провела сегрегацию для саамских оленеводов, а по отношению ко всем остальным саамам вела ассимиляционную политику, в то время как в Норвегии ассимиляционная политика проводилась по отношению ко всем саамам. Очень разными по интенсивности были и попытки властей подавить язык и культуру саамов. Сйолин пишет, что "саамы за пределами Швеции были подвергнуты еще более жесткой политике ассимиляции, чем саамы, живущие в стране" (Sjølin, 1996: 28).

После второй мировой войны идеология ассимиляции со стороны государственной власти в конце концов сменилась более терпимым отношением.

Конвенция по правам человека ООН 1948 г. в целом одобрила принцип универсального права каждой личности. С ростом благосостояния после второй мировой войны в скандинавских странах принципы равенства распространились на признание прав всех граждан. Последствиями признания прав гражданина стало то, что культурная или этническая идентификация утратили какое бы то ни было значение (Oskal, 1998). К разным этническим группам стали относиться одинаково.

Но потом все же на государственном уровне поняли, что игнорировать этнические различия не следует. Появилось осознание того, что граждане могут иметь разное культурное происхождение, даже если в обществе в целом доминирует культура большинства. Это признание привело к положительным изменениям в отношениях между государствами и этническими меньшинствами, или коренными народами.

Требование саамов коллективных прав основывается на их статусе как одной народности, и именно коренной народности. Права коренных народов базируются на том, что условия жизни членов этой группы не выбираются ими сами. Наиболее важными условиями было то, что они имеют культурное единство, и что "районы их исторического проживания были инкорпорированы в государство с помощью использования применяемой с разным уровнем силы” (Oskal, 1998: 149). Политика отношений между большинством и меньшинством, между государством и коренными народами, таким образом, со временем изменилось, в том числе и в скандинавских странах. С установлением саамских парламентов национального уровня государства приняли принцип групповых прав. Это также привело к структурным изменениям в государственных политических системах (Broderstad, 1999), к расширению в правительстве понятия "демократии".

Таким образом, по мере углубления взаимопонимания между государствами и коренными народами, наметились сдвиги в трактовке представительства на выборах большинства. Стало ясно, что если предоставлять право равного голоса в многонациональном обществе, то этнические меньшинства неминуемо будут оказываться в положении политического меньшинства, зависеть от желаний большинства. Были сделаны попытки более активного вовлечения саамов в политическую жизнь.

Официальная основа современной государственной политики по отношению к саамам

В последние десятилетия наблюдалось позитивное развитие отношений в саамском вопросе. Политические проблемы саамов получили большой отклик в средствах массовой информации, им уделялось больше внимания на государственных политических совещаниях, чем когда-либо прежде. Были приняты законы и решения, которые формально усилили права саамов. Эти структурные изменения создали новые предпосылки для политической активности саамов и придали им как народности гораздо больший политический вес, чем раньше. Однако в разных странах есть некоторые различия в степени политических и гражданских прав саамов как коренной народности – групповых и прав отдельного человека.

Финляндия

В Конституции Финляндии, § 14, саамы признаются как коренная народность, имеющая право на использование своего родного языка при общении с властями. В 1995 г. финский парламент ("Эдускунта") принял Закон о саамском парламенте (№ 974 от 17 июля 1995 г.). В § 1 этого закона говорится: "саамы, являясь коренной народностью, как окончательно устанавливается в данном законе, должны получить гарантированную культурную автономию внутри районов своего проживания в отношении своего языка и культуры". Далее § 5 усиливает это положение: "саамский парламент обязан заниматься проблемами, связанными с саамским языком и культурой и прочими их проблемами как коренной народности".

В отличие от Швеции и Норвегии, саамские законы в Финляндии наделяют власти обязанностью вести переговоры: "Власти должны вести переговоры с саамским парламентом по вопросу всех важных действий, которые могут непосредственно или каким-либо образом повлиять на статус саамов как коренной народности (...)" (§ 9).

Швеция

В 1992 г. Швеция утвердила Закон об Ассамблее Саамов (Swedish Constitutional Convention, 1992:1422). Этот закон регулирует деятельность саамского парламента и постановляет, что он является государственным органом и должен восприниматься как административный орган государства.

Швеция не признала саамов как коренную народность по закону. Вопрос о ратификации Конвенции МОТ № 169 по коренным и племенным народностям в независимых государствах все еще рассматривается, и нет никаких признаков, что будет решаться проблема прав саамов на земельные и водные ресурсы. 2 декабря 1999 г. шведский парламент ратифицировал конвенцию Европейского Совета по охране национальных меньшинств. Как традиционные языки в Швеции признаны саамский, финский и торнедало-финский, и разрешается использовать эти языки в суде и при контактах с административными властями в тех географических районах, где они все еще используются. Эти языки также могут использоваться в детских садах и домах престарелых (1999/2000:KU6).

Норвегия

На открытии Саамского парламента в 1997 г. его высочество король Харальд V сказал: "Государство Норвегия образовано на территориях двух народов – норвежцев и саамов" (Hætta, 1998).

В 1987 г. парламент принял Закон саамов (закон №. 56 от 12 июня 1987 г.), § 1 которого постановляет: "Целью данного закона является создание условий, при которых группа саамов в Норвегии может сохранять и развивать свои язык, культуру и социальную жизнь". Приблизительно та же формулировка была включена в конституцию как § 110 a. В главе 2 Закона саамов помещены статьи, описывающие работу саамского парламента. В § 2 (1) записано: "сфера деятельности саамского парламента включает все вопросы, которые по мнению парламента относятся к саамам или затрагивают их интересы". Глава 3 посвящена использованию саамского языка в государственных органах, географическим и административным ограничениям его использования. Саамский язык признан в Норвегии официальным языком.

В 1990 г. в Норвегии была ратифицирована Конвенция МОТ № 169 по коренным и племенным народам в независимых государствах. Главы 13 и 14 конвенции посвящены проблемам будущего разрешения вопросов о правах саамов на землю и воду.

Россия

Российские саамы не имеют прав по конституции как коренная народность. Наоборот, они подверглись смещению со своих традиционных земель в экономических интересах государства или частных корпораций. Поэтому саамский язык, культура и природные ресурсы, на которых саамская культура базируется, находятся под жестким давлением. Как малочисленный коренной народ саамы имеют мало возможностей обратиться к российским властям – как через выборы, так и через выборных представителей, которые могли бы поставить вопрос о приоритетах саамского коренного народа. Российские саамы плохо представлены на ведущих постах, и у них нет финансовых средств. У них также мало опыта в политической деятельности. Однако есть некоторый проблеск света во тьме: в Луяври (Ловозеро) саамы составляют около 20 % населения, что "позволило им хоть как-то участвовать в политической жизни. В 1990 г. саамы получили 3 из 55 мест в местном совете" (Eriksson, 1997: 139).

Российские саамы имеют возможность взаимодействовать с государственными властями России через сотрудничество коренных народов в регионе Баренцева моря.

Для саамов России также важно, что саамы в скандинавских странах проявляют солидарность и используют все возможности положительного воздействия на российскую политику и соответствующих политиков - как по правам коренных народов, так и по улучшению их социальных условий. Президент саамского парламента Норвегии, например, на встрече с российским министром осенью 1999 г. поднял вопрос о положении российских саамов.

Усилению позиции российских коренных народов в целом способствует работа их в Арктическом Совете, где в качестве "постоянного участника" зарегистрирована организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Российские саамы являются постоянными участниками Саамского Совета, и их голос может быть услышан через этот форум.

Политическая ситуация саамов в России совершенно не похожа на ту, что наблюдается в трех других странах. К сожалению, в данной статье нет возможности рассмотреть положение саамов в России, в основном из-за того, что политическая активность саамов в России мало исследована. Поэтому в данной статье в основном рассматривается политическая ситуация в отношении влияния саамов на власть в Швеции, Финляндии и Норвегии.

Каналы прямого воздействия

Каналы прямого воздействия относятся к системе, регулирующей состав и процент участия в государственных выборных органах. Доминирующий принцип в избирательной системе - это когда каждый гражданин имеет право одного равного голоса, а решения принимаются на основе большинства голосов. В такой системе саамы имеют то же формальное право голоса, что и другие, и могут быть такими же кандидатами на выборы в государственные парламенты, как и все остальное население.

В западных демократических системах идеологическая разница реализуется через систему общенациональных (общегосударственных) партий. При такой системе проблемы саамов должны конкурировать за внимание с другими проблемами общегосударственной важности. Чтобы быть рассмотренными, они должны стать частью общекультурных проблем большой социальной важности, интересных и понятных большинству. Если сравнить каналы прямого воздействия в трех саамских странах, то можно увидеть, что использование саамами этого политического инструмента в них очень сильно различается. Это может объясняться несколько различным в разных странах социальным развитием саамов и разной государственной политикой по отношению к ним.

В Швеции саамы отказались участвовать в партиях как реальной альтернативе к политической власти, в то время как в Норвегии между государственными институтами и саамскими есть много общего. Эти отличия стали уже очевидны на первом всесаамском совещании в Трондейме в 1917 г., когда подавляющее большинство шведских саамов выступило за проведение политики, независимой от партийной (Minde, 1996: 3). Финские саамы участвуют в общенациональных партиях гораздо активнее, чем шведские, но менее наступательны в развитии саамской политики внутри этих форумов, чем норвежские.

Есть примеры реализации права коренных народов на прямое представительство в выборных государственных парламентах и в других странах: так, в Дании конституцией предусмотрено, что гренландец будет избирать двух членов в парламент (NOU, 1984:18). В Новой Зеландии маори имеют постоянное представительство в государственной ассамблее с 1867 г. , а в 1993 г. количество представителей было увеличено с 4 до 5 (McGill, 1996-97). Представительство саамов как отдельной группы в государственных парламентах иногда предлагалось, но проблема никогда не поднималась. Саамские организации также никогда не считали эту проблему первоочередной.

Каналы прямого воздействия в Финляндии

Общие выборы в финский парламент ("Суомен Эдускунта") проводятся каждые четыре года. Новые выборы может созвать президент страны. Избирательным правом обладают все граждане старше 18 лет. Желающие быть избранными в парламент должны иметь голос в парламентских выборах.

Страна разделена на 15 избирательных округов, причем количество избираемых представителей зависит от численности населения округа. Всего в парламент избирается 200 членов.

Выборы в Финляндии основываются на пропорциональном представительстве и на количестве голосов за каждого кандидата. Списки кандидатов может выдвигать партия (предлагая избирательный список) или ассоциация избирателей. Кандидаты в списке не ранжированы. Люди голосуют за человека по одному из списка. Такой персональный голос засчитывается как голос за партию, и общее количество голосов, поданных за кандидатов из каждой партии, определяет, сколько мандатов получит каждая партия в каждом из округов (Heidar / Berntzen 1993). Кто из кандидатов сможет представлять партию на основании выигранных ею мандатов – зависит от количества персональных голосов, поданных за этого кандидата.

Саамы и канал прямого воздействия в Финляндии

Население саамов в Финляндии в парламенте не представлено (Aikio, 1993). С 1978 года, однако, парламентские комитеты проводят слушания с представителями саамского парламента. Закон о саамском парламенте от 17 июля 1995 г. постановляет в § 9, что власти обязаны обсуждать все вопросы с саамским парламентом.

Администрация саамского парламента в Финляндии постановила, что политические программы саамов не может утверждать ни одна из финских партий. Но саамские члены влияют на партии, особенно на Центристскую ("Центерпартиет"). Однако трудно определить степень этого влияния, потому что партии не включали саамские вопросы в свою работу в организационном порядке и не формулировали четко политические цели в отношении саамов. "Саамская политика" редко используется, потому что саамские политики не хотят "раздражать" финское большинство (Eriksson, 1997). Тем не менее, финские саамы избраны в муниципальные администрации как представители финских партий в саамских муниципалитетах в Северной Финляндии.

В муниципалитете Утсиок саамский список выигрывал муниципальные выборы все последние десять лет, и сейчас саамы имеют в муниципальной администрации пять представителей. Саамский список независим и не связан ни с какой партией.

Каналы прямого воздействия в Швеции

Общие выборы в шведский парламент проводятся каждые четыре года. Выборы в окружные советы и муниципалитеты проводятся в тот же самый день, что и федеральные выборы. Избирательное право имеют все граждане старше 18 лет. Страна разбита на 29 избирательных округов для выборов в национальный парламент. С некоторыми исключениями, избирательные округа по выборам в государственный и окружные парламенты одни и те же. В парламент избираются 349 членов.

Желающие быть избранными в парламент должны иметь право голоса в парламентских выборах. Кандидаты должны быть также выдвинуты политической партией или политической группой.

Саамы и каналы прямого воздействия в Швеции

Саамы и избирательное право

Общее избирательное право было получено в Швеции в 1908-1910 гг. для мужчин и в 1918-20 гг. для женщин.

Рольф Сйолин (Sjølin, 1996) провел историческое исследование политического участия саамов в Швеции. До 1910 г. право голоса было связано с собственностью и выплатой налогов. Шведская политика в то время была направлена на сегрегацию саамских оленеводов и ассимиляцию остальных саамов. Это означало, что саамы, осевшие на земле и имевшие собственность или постоянный, налогооблагаемый доход, формально имели те же права, что и шведское население, в том числе избирательное право. Саамские оленеводы, однако, не платили налоги и, следовательно, не имели формального права голоса, хотя на практике это в разных муниципалитетах реализовывалось по-разному[1]. После 1910 г. все саамские мужчины получили общее избирательное право на равной основе с остальным населением. Однако, если саамы не платили налоги, не участвовали в военной службе или не получали помощь по бедности, право голоса продолжало оставаться ограниченным. Эти правила не распространялись на шведское население в целом. В период 1910-1924 гг. уровень участия саамов в выборах был чрезвычайно низким, даже среди тех, кто соответствовал избирательным требованиям. "В нескольких саамских муниципалитетах саамы вообще не имели избирательных прав. Таким образом, различие между участием саамского и несаамского населения было огромным" (Sjølin, 1996: 55). Эта разница в 1960-х годах резко уменьшилась, когда усовершенствовались системы коммуникации, а также в связи с тем, что все большее число саамов-оленеводов оседало на месте, бросая кочевой образ жизни.

Представительство саамов в выборных органах

Со времени получения общего избирательного права ни один саам никогда не избирался в шведский парламент (Sjølin, 1996). Предложения о представительстве саамов в парламенте вносились дважды – в 1920 и 1930 гг. "В предложении по саамскому парламенту 1940 г. (автор предложения - К. Линдхаген) говорилось, чтобы этот форум назначал члена саамов в государственный парламент" (Sjølin, 1996: 74). После этого в Шведский парламент не поступало ни одного письменного требования о представительстве саамов.

В 1937 и 1948 гг. шведские власти провели два саамских собрания, чтобы выяснить реакцию саамов на закон, предлагаемый в парламент (Silanpää, 1994). Это можно было трактовать как желание со стороны шведских властей услышать мнения саамов. Однако это были только два отдельных случая на фоне постоянных государственных репрессий и отказов саамам в их правах как народности. Такое положение дел наблюдалось и в недавнем прошлом – еще в 1974 г. "Государство стало плохим защитником саамов, поскольку само государство стало заинтересованной стороной. Сегодня именно государство допускает самые большие нарушения" (Dahlström, 1974: 109).

Партийное участие

На первом всесаамском съезде в Трондхейме в 1917 г. шведские саамы отвергли идею сотрудничества с общегосударственными партиями. То же самое случилось и на следующий год, 1918, в Устерзунде, на первом национальном съезде саамов Швеции, где большинство собравшихся проголосовало против участия в партийной политике.

Главная причина такого поведения саамов может корениться в исконном конфликте между оленеводством и иными укладами жизни. В этом конфликте шведские государственные партии не могли быть на стороне саамов. Напротив, они представляли интересы сельского и лесного хозяйства, поддерживая промышленников. Еще одна причина может заключаться в том, что саамы решили придерживаться партийного нейтралитета, не желая участвовать в партийной возне, полагая, что так у них будет больше свободы влиять на процесс принятия решений, вне привязки к каким-то партийным обязательствам (Sjølin, 1996).

Поскольку саамы избрали нейтральную линию поведения в политике, они редко попадали в избирательный список кандидатов, и среди кандидатов государственного парламента не было никого, знающего положение и проблемы саамов. Поэтому одной из причин слабого участия саамов в выборах могло быть то, что "(...) из числа лидеров и кандидатов в списки редко попадали те, кто знал о саамах и имел представление об их проблемах" (Sjølin, 1996: 64).

Таким образом, шведские саамы не решали своих вопросов через государственные политические партии национального уровня. Их участие в выборах было эпизодическим и не имело сколько-нибудь ощутимых результатов. Возможно, именно отсутствие саамов в парламенте повлияло на парламентские дебаты по Саамскому отчету SOU (Statens Offentliga Utredningar) 1989 г., когда проявилось "явное отсутствие компетенции и видения проблем саамов и условий их проживания" (Nystø, 1993b: 48)[2].

Круг вопросов, рассматриваемых в парламенте саамами, ограничивался в основном хозяйственными, безотносительно к специальным, учитывающим политический саамский контекст в целом. При создании саамского парламента ни один саам не попал в список кандидатов на выборы в муниципалитет, округа или парламент национального уровня. После того, как саамский парламент стал функционировать и были созданы саамские организации со своими собственными партиями, некоторые из этих партий выиграли муниципальные выборы. В муниципалитете Йоккмокк, например, были выбраны представители партии "Саамский Путь" (Samenes Vei), а на выборах в муниципалитет Кируна саамам для победы в выборах не хватило всего двух голосов.

В округе Ямтланд один представитель саамов в окружном совете, Олаф T.Йоханессон, является членом Экологической партии ("Мильопартиет"), "зеленых". До настоящего времени это был единственный округ, избравший саама. Еще одним достижением за последние годы стало то, что несколько шведских партий приняли свои саамские программы. Это относится к Левой Партии ("Венстрепартиет"), Экологической партии ("Мильопартиет") и социально-демократической партии ("Социалдемократерн").

Каналы прямого воздействия в Норвегии

Выборы в Норвегии основаны на пропорциональном представительстве. Общие выборы в парламент проводятся раз в четыре года. Право избирать имеют все граждане в возрасте старше 18 лет. Страна разделена на 19 избирательных округов, избирается 165 членов.

Желающие быть избранными должны иметь право голоса в выборах парламента. Кандидаты также выдвигаются от политических партий – в так называемый избирательный (или утвержденный) список. Кандидаты в нем ранжированы.

Саамы и каналы прямого воздействия в Норвегии

Движение саамов до 1945 года

Первым саамом, избранным в норвежский парламент, стал в 1906 г. Исаак Саба из Финмарка. Он состоял членом социально-демократической партии ("Арбейдерпартиет") и был избран на основе двух программ, одна из которых была связана с политикой по отношению к саамам.

К победе Исаака Сабы на выборах привело движение за объединение северных саамов, в большинстве своем береговых саамов, имевших жестокую историю ассимиляции и экономического упадка (Drivenes / Jernsletten, 1994). Однако чаще всего оказывалось, что в своих попытках остановить норвегизацию саамов Саба оставался в парламенте одиноким. Не получил он поддержки по своим кампаниям и от коллег по партии. Мнение политического большинства, поддерживавшего политику Норвегии по отношению к саамам и другим меньшинствам, не менялось до 1945 г.

Цель движения южных саамов была во многом сходна с целью шведских саамов, и была продиктована необходимостью защиты интересов саамских оленеводов, оказавшихся под сильным давлением властей. То, что центральными были конфликты вокруг хозяйства и экономические интересы, а южные саамы были малочисленными, - затруднило их альянс с норвежскими партиями (Drivenes / Jernsletten, 1994; Minde, 1980). Это способствовало сплоченности южных саамов, что помогло большинству южно-саамских организаций пережить 1930-е и 1940-е годы.

В 1920-х годах движение саамов в Северной Норвегии, подобно движениям южным саамов в Норвегии и шведских саамов, пыталось действовать независимо от норвежских партий. Хотя в 1921 г. саамское движение в округе Финмарк выдвинуло свой собственный список на выборы парламента (как сделал в 1934 г. и округ Нордланд), но эти списки набрали слишком мало голосов, что было недостаточным для получения мандата в парламенте. Эти две попытки, да еще включение социально-демократической партией в 1924 г. в свою выборную программу вопросов политики по отношению к саамам, закончились тем, что политическое движение саамов в парламентской политике замерло на несколько десятилетий. Парламентские представители, имеющие саамское происхождение, получившие мандаты во времена Исаака Сабы и до 1990-х годов, выбирались не на саамской политической платформе и не выдвигали никаких важных политических инициатив, касающихся саамов (Minde, 1995).

Новое движение саамов

Начиная с 1945 г. возникло новое политическое движение саамов – через организацию саамских организаций общенационального уровня. Саамы Швеции показали путь развития в 1950-х и 1960-х годах. Перелом наметился после организации в 1973 г. саамского парламента в Финляндии. В Норвегии крупные изменения в общественном мнении относительно положения саамов начали происходить в 1980-е годы (Magga, 1994). Конфликт между саамами и государством Норвегия в связи со строительством плотины Альта/Каутокейно в 1989-1992 гг. создал политический кризис легитимности норвежских властей, создавший предпосылки для серьезного рассмотрения саамских вопросов.

Только тогда у норвежских саамов появилось стремление добиться власти посредством участия в государственной системе выборов. Движение норвежских саамов позволило еще раз выдвинуть представителя саамов в список. В 1969 г. в округе Финмарк был выдвинут саамский список для парламентских выборов (NOU, 1984:18). Причиной создания этого списка послужило то, что ни одна из норвежских партий в Финмарке не выдвинула на представленные места саамов. С тех пор такие саамские списки выдвигаются время от времени для парламентских выборов различного уровня (муниципальных, окружных, государственных) в округах Финмарк, Тромс, Нордланд. Саамы, активно проводящие саамскую политику, также избирались через списки от норвежской партии на муниципальных и окружных выборах, особенно после 1980 г.

Саамы в парламенте

В 1993 г. две саамские женщины из Финнмарка - Йоханни Гауп из партии центристов и Мимми Бэйви из социально-демократической партии - были избраны в парламент. Обе женщины до и после выборов выдвигали политические инициативы, связанные с проблемами саамов (Minde, 1995).

Йоханни Гауп сказала, что для нее выдвижение политических инициатив саамов проблемой не является[3]. Парламент структурирован в комитеты, каждый из которых выполняет определенную функцию и отвечает за конкретный сектор жизни общества. Политическая сфера саамов обширна, и должна рассматриваться в той или иной степени в большинстве комитетов. Главной особенностью парламентской политики саамов является их мощное участие в работе комитета по муниципалитетам. Гауп говорит, что, работая в комитетах парламента, она пыталась давать комплексный обзор по политическим вопросам саамов везде, где они обсуждались, особенно в комитете по муниципалитетам. Таким образом она могла вносить свой вклад в работу всех комитетов. Другие представители часто консультировались с ней. С другой стороны, она говорит, что в разных комитетах было трудно отстаивать важность рассмотрения политических вопросов саамов наравне с другими вопросами. Ее компетентность в саамских политических вопросах привела к неформальному лидерству, которое помогло ей получить поддержку для предпринятых ею саамских политических инициатив.

В 1999 г. вновь созданная Партия саамского народа собрала 5 тысяч подписей и была признана как партия общенационального уровня. Целью этой партии является победа в муниципальных, окружных и парламентских выборах. Одно из будущих направлений партии – работать над реализацией саамами прав на земельные и водные ресурсы.

Прямое представительство саамов в парламенте предлагалось несколько раз. В связи с выборной кампанией в парламентских выборах 1997 г. это предложение было обнародовано в средствах массовой информации. В 1969 г., когда в округе Финмарк на парламентские выборы был выдвинут саамский список, говорилось, например, что "наступило время изменить норвежскую конституцию таким образом, чтобы право саамов на представительство в парламенте Норвегии стало законом" (NOU, 1984:18: 479). В 1974 г. либеральная партия предложила внести поправку к Конституции, чтобы саамы в Норвегии избирали в парламент двух своих собственных представителей.

"В послевоенный период идея представительства саамов в парламенте никогда не получала широкой поддержки со стороны саамов" (NOU, 1984:18). Требование своего избирательного органа было поднято саамами для того, чтобы усилить свои демократические права, но получение прямого представительства в парламенте никогда не было для саамских организаций центральным вопросом в их борьбе.

Каналы непрямого воздействия

История возникновения каналов непрямого воздействия у саамов связана с созданием после второй мировой войны национальных саамских организаций. Их предшественниками были местные саамские ассоциации, а также организации, вышедшие из несаамской среды, в которые входили многие интеллигенты, тесно связанные с языком и культурой саамов.

В 1956 г. был создан Скандинавский Cовет Cаамов - федерация саамских национальных организаций из Швеции и Норвегии, а также саамского парламента в Финляндии. Когда открылись восточные границы и в работе совета смогли участвовать российские саамы, название организации поменялось на Саамский Cовет. Совет финансируется ежегодно из бюджета Скандинавского совета министров.

Саамский канал влияния (или канал непрямого воздействия) можно представить как ряд парламентов, избранных саамами, созданных саамскими активистами, которые поняли, что саамы всегда будут меньшинством в национальной политической системе, и что обычный (через выборы) электоральный канал не может обеспечить полный учет мнения и интересов саамов. Выборы в саамские парламенты проводятся прямым голосованием саамского населения. Процедура выборов в саамские парламенты в принципе следует тем общим электоральным процедурам, что используются в этих странах, хотя есть и некоторые структурные отличия.

Каналы непрямого воздействия саамов в Финляндии

Организации саамов

В 1931 г. была создана организация Lapin Sivistysseura (Общество по развитию культуры саамов). Инициатива была предпринята несаамскими чиновниками и учеными, интересующимися языком и культурой саамов. Членами этой организации в основном были не саамы (Jernsletten, 1995; Sillanpää, 1994). В течение многих лет это была одна из наиболее влиятельных организаций в скандинавских странах, призванная просвещать население в вопросах культуры саамов.

В 1945 г. саамы образовали свою собственную организацию - Sami Litto (Союз Саамов). Эта организация, однако, так и не стала мощным инструментом саамского давления на финские власти (Sillanpää, 1994).

Поскольку финские саамы не обладают исключительными правами на оленеводство, в Финляндии так и не возникла сильная оленеводческая саамская организация. В финской оленеводческой организации Paliskuntain Yhdistys ("палискунтайн ихдистис") саамы - владельцы оленей составляют меньшинство.

В 1947 г. на совместном собрании Lapin Sivistysseura и Sami Litto был подписан меморандум, перечисливший инициативы, необходимые со стороны финских властей для того, чтобы обеспечить будущее саамов. Это собрание привело поначалу к назначению в 1949 г. Комиссии по саамским вопросам, а затем - к организации в 1972 г. Саамской Делегации (саамского парламента), который и был одной из главных целей работы Комиссии (Sillanpää, 1994).

Создание саамского парламента заставило саамских активистов переключиться в главном направлении деятельности с политической мобилизации на переговоры с правительством. "Большинство негосударственных политических организаций в итоге умерло, а вместе с ними - критические и так называемые "безответственные" голоса. Это во многом объясняет относительно тихую и слабую оппозицию финских саамов" (Eriksson, 1997: 98).

Благодаря созданию в 1996 г. национальной организации Suoma Sámi Guovddás у финских саамов снова появилась общая для всех организация. Однако эта организация работает практически без средств. Большую часть работы организация ведет за счет фондов, выделяемых целевым путем на конкретные проекты. Не имея средств для операционной работы, она никогда не станет сильной политической организацией.

Отвечая на вопрос, что является движущей силой саамов в Финляндии, Силланпаа пишет: "в какой-то мере инструментом мобилизации коллективной саамской политической идентичности послужило финское государство, когда в 1973 г. кабинет министров издал декрет о создании Саамской Делегации (или "саамского парламента")" (Sillanpää, 1994: 58). Это показывает, что политическое развитие саамов в Финляндии шло особыми путями. Прогресс был достигнут в 1980-х годах, и позднее его можно было бы интерпретировать следующим образом: "Про-саамские чиновники в министерствах могли иметь значительное влияние на проведение соответствующих реформ" (Jernsletten, 1994).

Саамский парламент ("Саметинг") в Финляндии

Первые выборы в саамский парламент состоялись в 1972 г. Первые два года он функционировал как экспериментальная структура. Первые регулярные выборы состоялись в 1975 г., и первый саамский парламент из 20 представителей собрался в канун 1976 г.

После создания саамского парламента он стал для финских саамов органом объединения вокруг общих целей, обращаясь к властям с инициативами от имени саамов. "В ответ на лоббирование саамских активистов в Финляндии Конституциональный комитет "Эдускунта" с 1976 г. издал ряд постановлений (…)" (Sillanpää, 1997: 206). Саамский парламент представлял также финских саамов в Саамском Совете. В 1995 г. он был переименован в "Саметинг". Однако до 1995 г. статус саамского парламента не был официально признан.

Закон о саамском парламенте (№ 974), который формально закрепил создание саамского законодательного органа, был официально принят финским парламентом в 1995 г. Этот шаг ознаменовал радикальное изменение статуса этого органа.

В § 1 Закона закреплен статус саамов как коренной народности. В § 4 постановляется, что саамский парламент состоит из 21 представителя и 4 временных заместителей. Как минимум три обычных представителя и один заместитель должны быть выходцами из муниципалитетов района проживания саамов - Енонтекис, Енаре и Утсйоки, а также оленеводческого района в Саданкила, который называется "Lapin paliskunta" . В § 11 записано, что саамский парламент должен возглавляться председателем и двумя вице-председателями.

Выборы в саамский парламент проводятся раз в четыре года. Вся Финляндия считается одним избирательным округом. Выборы представляют собой голосование за конкретных независимых (от партий или движений) кандидатов. Следовательно, можно сказать, что "основу электората составляют семьи, друзья и соседи" (Eriksson, 1997: 140). Для регистрации кандидат должен быть выдвинут тремя другими лицами.

Партии и саамские организации

Как уже говорилось ранее, выборы в саамский парламент в Финляндии представляют собой голосование за конкретных кандидатов. Таким образом, представители в саамском парламенте не организованы в партии. Поскольку в Финляндии есть только одна относительно молодая саамская организация, можно предположить, что саамский парламент через некоторое время станет главной силой, представляющей интересы саамов на политической арене.

Каналы непрямого воздействия саамов в Швеции

Организации саамов

В 1945 г. была создана Same Ätnam (Национальная Ассоциация Самиланд). Главной задачей этой организации было отстаивание саамских интересов, не связанных с оленеводством. В 1950 г. был создан Национальный союз шведских саамов (SSR). По большей части он был связан с саамским оленеводством. Обе организации были представлены в государственных комитетах, занимающихся проблемами саамов. Кроме того, в 1963 г. была организована Шведская ассоциация саамской молодежи, а в 1980 г. – Шведский союз саамов. Еще больше саамских организаций в Швеции возникло после создания саамского парламента.

В 1981 г. в двух письмах в правительство Same Ätnam и SSR выдвинули требование создания в Швеции саамского парламента. Фоном этому послужило международное движение за права меньшинств и коренных народов, а также судебные решения по делу Скаттефьял и отчасти конфликт вокруг Альты в Норвегии (Nystø, 1993a).

Саамский парламент в Швеции

Рассмотрение шведским правительством саамского вопроса привело к принятию закона о создании саамского парламента. Другие требования саамов - такие как конституционное признание статуса саамов как коренной народности или ратификация конвенции МОТ № 169 - не были удовлетворены. Первый президент саамского парламента обобщил ситуацию так: "все эти благие намерения признать саамов как народность и дать им некоторую самостоятельность не идут дальше введения закона о саамской ассамблее, целью которого является просто регулирование этой ассамблеи" (Åhrén, 1994: 37).

Первая ассамблея саамского парламента в Швеции была созвана в 1993 г. Этот парламент состоит из 31 представителя, которые избираются сроком на четыре года. Избирательный округ один и покрывает всю Швецию. Председатель парламента выдвигается самим парламентом и назначается правительством Швеции (§ 2 закона об ассамблее саамов), потому что "общее правило состоит в том, чтобы руководитель государственного административного органа назначался правительством" (Prop. 1992/93:32, Annex 1: 45). Сам саамский парламент назначает руководящий совет из 7 представителей и 7 заместителей, занимающихся повседневной работой. Совет саамского парламента избирается на весь период работы данного парламента и не может быть распущен или смещен, даже если не будет поддержан большинством на пленарных собраниях. Пленарные собрания обычно собираются три раза в год.

Когда шведская комиссия по правам саамов представила на рассмотрение свои предложения, в них содержались практические политические рекомендации. Если бы комиссия захотела, то она могла бы гораздо шире использовать свои полномочия и продемонстрировала бы более глубокое видение политики шведских саамов (Korsmo, 1993).

В предложении правительства 1992-93 года (с. 32) записано, что саамский парламент должен быть органом самоуправления. В Законе о саамской ассамблее (1992: 1422), § 1, отражено решение шведского правительства создать саамский парламент, "имеющий своей главной целью рассмотрение вопросов, связанных с культурой саамов в Швеции". В главе 2, § 1 закона перечисляется список задач саамского парламента, в которые входит распределение государственных средств на культурные инициативы и организации саамов, назначение руководителей саамской школы, разрешение вопросов, связанных с языком саамов, предложения по социальному планированию и гарантирование того, что потребности саамов каким-то образом решаются – в том числе учитываются интересы саамских оленеводов, – и наконец, распространение информации о положении саамов. Конкретный список функций, содержащийся в законе, подчеркивает и наглядно демонстрирует тот факт, что саамский парламент является государственным административным органом власти (Proposition 1994/95:KU37), будучи в то же время выборным органом саамов.

Внутренняя жизнь саамского парламента

С самого начала своего создания саамский парламент в Швеции отличался продолжительными спорами и бурной внутренней жизнью. Эти споры привели, кроме всего прочего, к отказу участвовать в Саамском парламентском совете[4]. Причин такой позиции несколько: 1) принятое в Швеции традиционное разделение между саамами-оленеводами и остальными саамами, 2) двойственная роль саамского парламента одновременно как государственного органа и как выборного органа саамов, 3) отношения между саамским парламентом и его руководящим советом, 4) отсутствие у саамов лидеров (Eriksson, 1998).

Незадолго до этого шведское государство вело по отношению к саамам - не оленеводам ассимиляционную политику, одновременно поддерживая коммерческие интересы саамских оленеводов. Это породило раскол в среде саамов, отразившийся и в саамском парламенте. Все стороны конфликта были обусловлены этим расколом. (Eriksson, 1998).

Саамский парламент выполняет функции как административной государственной власти, так и выборного органа саамов. Эта двойственная и противоречивая роль является частью той внутренней схемы, которая была навязана шведскими властями посредством Закона об ассамблее саамов. В законе саамский парламент был обозначен как административный государственный орган, и , соответственно, пленумы саамского парламента подчиняются тем же правилам, что и другие государственные советы и комитеты. "Без сомнения, это абсурд. Если парламент, представляющий этническое меньшинство, хочет быть легитимным или иметь какой-то авторитет и доверие со стороны этого меньшинства - то очевидно, что он не может одновременно представлять и своего главного оппонента, в данном случае - государство" (Eriksson, 1997: 162). Таким образом, закон не способствовал расширению полномочий парламента.

Отношения между пленумом саамского парламента и руководящим советом стали особенно напряженными после того, как совет начало поддерживать только меньшинство. Оппозиция сейчас составляет большинство, и может легко блокировать все предложения совета. В результате работу саамского парламента можно легко парализовать.

Таким образом, очевидно, что у саамского парламента нет руководящей силы и нет лидеров, которые пользовались бы доверием большинства саамов, потому парламент и не может объединить саамов. Частично это объясняется уже упоминавшимся расколом. Любого лидера сразу воспринимают как представителя того или иного лагеря (Eriksson, 1998).

Другим важным фактором явилось отсутствие с самого начала административной структуры управления. В отличие от саамских парламентов в Финляндии и Норвегии, саамскому парламенту Швеции пришлось создавать администрацию на пустом месте. Так, в Финляндии саамский парламент вышел из Саамской Делегации, а в Норвегии принял власть Норвежского Совета саамов – назначаемого государством совета, тесно сотрудничавшего с норвежскими властями. Положение же шведского саамского парламента оказалось наихудшим: у него не было даже телефона. Чтобы создать систематически работающую административную структуру с соответствующими подразделениями, потребовалось время, и это поначалу сильно сказывалось на ходе политических дискуссий и эффективности решения конкретных задач.

Партии и саамские организации

Саамские организации в Швеции довольно рано приняли решение о том, что не будут участвовать в выборах посредством вхождения в какую-либо общенорвежскую политическую партию. Вместо этого саамы создали свои собственные партии – либо на основе саамских организаций, либо специально для участия в выборах. Регистрация партий, групп или других организаций, желающих выдвигать избирательные списки, проводится избирательными комиссиями. В выборах на 1997-2001 избирательный срок в саамском парламенте было представлено 10 саамских партий.

Каналы непрямого воздействия саамов в Норвегии

Организации саамов

В Норвегии существует четыре главных организации, которые в целом занимают одинаковую позицию в отстаивании прав саамов, но были созданы при различных обстоятельствах, и в своих целях немного различаются.

В 1948 г. была создана Ассоциация саамских оленеводов Норвегии – основная организация оленеводов-саамов.

В 1968 г. была создана Национальная ассоциация норвежских саамов – она отстаивает интересы всех саамов, а центральными вопросами в ее работе являются требования выборного саамского органа и права саамов на землю.

В 1969 г. в связи с конфликтом вокруг Альты был организован Норвежский саамский союз. Он отстаивает исторические права саамов. В 1993 г. была создана Федерация саамского народа. Конфликт вокруг Альты, повлекший за собой масштабные исследования саамской культуры и их законных прав, заставил правительства включить саамский вопрос в повестку дня.

Саамский парламент в Норвегии

Саамский парламент был созван в 1989 г., в нем состоит 39 представителей, избираемых на срок 4 года. Страна разбита на 13 избирательных округов. Повседневная работа проводится президентом и парламентским советом. Президент ведет пленумы. В парламент входят представители от национальных саамских организаций, норвежских политических партий и кандидаты из выдвинутых списков с мест.

Партии и саамские организации

Уже во время выборов в первый саамский парламент саамы – члены норвежских политических партий выдвигали списки от имени своей партии. Большая часть партий, представленных в государственном парламенте, вошла также в избирательные списки по выборам саамского парламента. В этот парламент до сих пор избирались саамы, являвшиеся членами двух ведущих норвежских партий.

Все норвежские партии, имеющие представительство в государственном парламенте, кроме Прогрессивной (либеральной) партии, имеют саамские политические программы. Однако в том, как проводится саамская политика в разных партиях, существует большая разница.

Социально-демократическая партия ("Арбейдерпартиет") с первого саамского парламента имела в нем своих представителей. У нее есть определенные правила по работе с саамскими вопросами, которые регулируют, например, процедуру выдвижения партией представителей в саамский парламент и работу в сферах партийного "Саамского политического совета". Функция этого совета – рекомендации партийной парламентской группе и главам соответствующих департаментов, а также партийной фракции в саамском парламенте. Партийный "политический манифест саамов", определяющий ее принципы, принимается на съезде национальной партии.

Центристская партия ("Центерпартиет"), как вторая партия, имеющая представительство в саамском парламенте в период 1997-2001 гг., не имеет установленных процедур своей политической работы с саамами и не имеет своей фракции в саамском парламенте.

Одна из национальных партий, представленных в парламенте и имеющих свою политическую программу для саамов, – это социалистическая левая партия ("Социалистиск Венстерпарти"), но в выборах в саамский парламент она не участвовала.

Тот факт, что норвежские политические партии выдвигают списки для выборов в саамский парламент, обращает внимание партий на саамский вопрос, активизируя деятельность саамских членов, и побуждая партии разрабатывать саамские политические программы.

Способы усиления своего влияния

Хотя Швеция, Финляндия и Норвегия могут показаться со стороны относительно похожими странами, между ними есть исторические и культурные различия. Эта разница также обнаруживается в государственной сфере, как в отношении политических, так и административных традиций.

В Швеции и Финляндии еще серьезно не обсуждались широкой общественностью отношения саамов с государством. Кризис легитимности, возникший между норвежскими саамами и государством Норвегия в связи с конфликтом вокруг строительства плотины Альта/Каутокейно, заставил норвежских политиков провести принципиальное обсуждение. Норвежские власти были вынуждены радикальным образом пересмотреть свою государственную политику по отношению к саамам. Саамы Швеции и Финляндии оказались неспособными бороться с властью государства такими способами.

Саамы, государственные парламенты и партии

Влияние саамов на принятие решений в государственных выборных органах зависит от ряда факторов, которые в настоящей статье описаны как каналы прямого воздействия: от степени заинтересованности национальных партий в политических вопросах саамов, и в частности, от того, насколько они соблюдают свои саамские политические программы; от участия саамов в этих партиях, и насколько активно саамы - члены партий выдвигают саамские политические вопросы в политические программы партий; выдвигаются ли и избираются ли саамы в государственные парламенты, например, на основе принятых партиями саамских программ. Воздействие саамов может также осуществляться через выборные саамские парламенты, в данной статье считающиеся каналами непрямого воздействия. Это влияние происходит через прямые выборы саамских представителей в саамские парламенты. Это официальная схема, в которой государственный парламент может взаимодействовать с саамским парламентом, при взаимных договоренностях, в какой мере каждый из них будет определять государственную политику.

Исторически саамы в трех скандинавских странах имели сходный опыт воздействия на государственные парламенты через партии общенационального уровня. Однако в течение последних 20-30 лет в разных странах развитие пошло по разным направлениям. В Норвегии саамы смогли занять центральную позицию в нескольких партиях, и сами партии начали разрабатывать специальные саамские политические программы, принимая их и следуя им. Это дает им явное преимущество, поскольку саамы здесь имеют возможность напрямую воздействовать на партийные программы. Включение саамских вопросов в программы политических партий и, следовательно, появление дебатов из-за разности идеологий, в итоге приводит к обсуждению саамской политики в целом.

В то же время следует помнить, что саамы в норвежских партиях всегда будут составлять меньшинство. Саамы – члены данной партии – обязаны подчиняться и следовать той платформе, которую определяет партийное большинство. Это может создавать проблемы, особенно в случаях, когда приоритеты большинства находятся в противоречии с интересами саамов. Саамы – члены партий – могут оказаться "заложниками" ситуации, пытаясь узаконить для саамов политику, противоречащую их общим интересам.

Способы воздействия

Саамы в Швеции и Финляндии не вовлечены в общенациональные партии в такой степени, как саамы Норвегии. Шведские саамы направили свои усилия на получение доступа в государственный парламент через саамские организации, в то время как финские саамы использовали для влияния на государственную политику саамский парламент.

Кроме того, в саамских парламентах Швеции, Финляндии и Норвегии оформились разные структуры влияния. Вероятно, это скажется на будущем политическом развитии трех стран и определит своеобразие влияния саамского парламента на государственный законодательный орган. Рассмотрим три модели, представляющие взаимоотношения между саамами и государственными парламентами.

Рис. 1: Саамы и государственный парламент в Швеции

У шведских саамов существуют слабые связи с общенациональными шведскими партиями. В этих партиях либо очень мало, либо совсем нет саамов, активно и регулярно работающих над вопросами саамской политики. Однако несколько партий приняли саамские политические программы, которым следуют в своей работе.

Шведские саамские организации имеют опыт работы со шведскими властями напрямую, как через лоббирование, так и через различные переговоры. Тем не менее их позиция слабеет, поскольку считается, что подобные функции все больше и больше будет брать на себя саамский парламент. В то же время эти организации также участвуют в саамском парламенте через свои собственные политические партии.

Предполагается, что усиление влияния шведских саамов будет происходить главным образом через саамский парламент. Однако поскольку саамский парламент в Швеции имеет очень узкую формальную структуру для проведения политических акций, и шведские власти определяют этот парламент в основном как государственный административный орган, то вряд ли он сможет быть реальной силой во взаимодействии со шведскими властями.

Рис. 2: Саамы и государственный парламент в Финляндии

Саамские организации в Финляндии не имеют тех экономических средств, что имеются у групп активистов внутри саамского и государственного парламентов. Ни одна местная или национальная саамская организация не имеет никаких официальных связей с саамским парламентом через выборные каналы. Выборы в саамский парламент устроены исключительно как выборы отдельных лиц. В результате кандидаты не связаны никакими выборными программами и не несут ответственности ни перед какой организацией. Кроме того, саамы в Финляндии никогда не прибегали к помощи финских партий в решении своих вопросов. Это ослабляет возможную роль партий как инструментов воздействия саамов на государственный парламент. Финский саамский парламент сталкивается с огромными проблемами, связанными с защитой интересов саамов в государственном парламенте.

Рис. 3: Саамы и государственный парламент в Норвегии

Как показано на схеме, у саамов в Норвегии больше инструментов влияния на государственный парламент. До создания саамского парламента наиболее важными инструментами воздействия были общенациональные саамские организации. С тех пор их роль во многом снизилась, за исключением коммерческой организации "Ассоциация саамских оленеводов Норвегии", которая является партнером государства по переговорам в вопросах, связанных с коммерческими аспектами оленеводства.

Инструментом быстрого развития саамского парламента с самого начала его возникновения стали норвежские общенациональные партии. Преимущество этого канала воздействия – в том, что он создает больше возможностей для рассмотрения саамских вопросов и повышает степень ответственности норвежских политиков, предусматривая более строгий режим их отчетности перед своей фракцией.

Однако такая система, в которой норвежские партии работают как в саамском, так и в государственном парламенте, имеет и свои недостатки. Эти партии могут, например, скорее учитывать позиции своих членов в саамском парламенте, чем соглашаться с мнением его большинства. Такая тенденция может повлиять на легитимность и авторитет саамского парламента.

Возможно, что между саамами и норвежским парламентом появится новый канал взаимодействия. Первым шагом к новой возможности представить саамов в норвежском парламенте стало создание Саамской Народной Партии. Когда она войдет в государственный парламент, демократические права саамов в Норвегии еще больше усилятся. Задача этой партии – стать политической силой. Однако о ее будущем говорить пока рано, поскольку партия слишком еще слишком молода.

Заключение

Воздействие через государственные парламенты – не единственный путь влияния саамов на политической и административной арене на региональном и местном уровне. Существует гораздо больше инструментов воздействия, чем просто выборы представителей саамов в государственные парламенты или работа саамского парламента. Саамы участвуют в различной степени в местных и региональных выборах - как голосованием, так и выдвижением кандидатов на выборы. Однако самое мощное участие саамов происходит на местном уровне, вероятно, потому что на этом уровне легче занять пост. Свою власть и влияние саамы могут также осуществлять и в муниципальных администрациях. Есть несколько примеров, когда представители из саамского списка выиграли выборы на пост, в которых они оказались способны сместить равновесие в свою сторону и таким образом потребовать больше, чем позволяла просто их численность. Саамы также имеют возможность влияния через административные посты в центральной, региональных и местных администрациях, а также через систему назначений в разные государственные комитеты и советы. Однако это участие в данной статье не рассматривается.

Влияние же на общегосударственную политику зависит от многих факторов. Самые главные события, сформировавшие новую ситуацию в саамском вопросе, произошли после второй мировой войны. В 1980-е годы, и особенно 1990-е, в процессе участия саамов в разных сферах политики и управления наблюдались положительные изменения. Правительства стали все больше исповедовать культурный плюрализм и стали понимать, что разные группы их населения должны иметь политические инструменты, позволяющие им реально влиять на свое положение в государстве.

В данной статье описываются лишь общие аспекты современной ситуации с саамами, оценить же, в какой мере на самом деле влияют саамы на свое положение, здесь мы не имели возможности.

Литература

Åhrén, Ingwar. 1994. Political Development in Sápmi. In: Majority-Minority Relations. The case of the Sami in Scandinavia. Diedut no. 1.

Aikio, Pekka. 1994. Development of the Political Status of the Sámi People of Finland. In: Majority-Minority Relations. The Case of the Sámi in Scandinavia. Diadut no. 1.

Broderstad, Else Grete. 1999. Samepolitikk: Selvbestemmelse og medbestemmelse [Sami Policy: Self determination and the right to be heard]. In: Makt- og demokratiutredningen [Power and Democracy Report], Report 8: Makt, demokrati og politikk – bilder fra den samiske erfaringen [Power, Democracy, and Politics – pictures from the Sami experience.

Dahlström, Edmund. 1974. Den samiske minoriteten i Sverige [The Sami Minority in Sweden]. In: Lars Svonni (ed.). Samerna – ett folk i fyra länder [The Sami – One People in Four Countries]. Bokförlaget Risma.

Drivenes, Einar-Arne / Jernsletten, Regnor. 1994. Det gjenstridige Nord-Norge. Religiøs, politisk og etnisk mobilisering 1850-1990 [The Unmanageable North Norway. Religious, Political, and Ethnic Mobilization 1850-1990]. In: Einar-Arne Drivenes, Marit Anne Hauan, Helge A. Wold (eds.). Nord-norsk kulturhistorie. Det gjenstridige landet [North Norway's Cultural History. The Unmanageable Land]. Gyldendal norsk Forlag, Oslo.

Eriksson, Johan. 1997. Partition and Redemption, A Machiavellian Analysis of Sami and Basque Patriotism. Umeå University, Sweden.

Eriksson, Johan. 1998. Samipolitikens kända problem och okända fremgånger [Sami Policy's Known Problems and Unknown Progress]. Tidsskriftet Samefolket, September 1998.

Heidar, Knut / Berntzen, Einar. 1993. Vesteuropeisk politikk [West European Politics]. Universitetsforlaget, Oslo.

Henriksen, Hohn Bernhard. 1996. Betenkning om samisk parlementarisk samarbeid [Report on Sami Parliamentary Co-operation]. Nordisk samisk Institutt.

Hætta, Odd Mathis. 1998. Sametinget i navn og tall, høsten 1997-høsten 2001 [The Sami Parliament in Names and Numbers. Autumn 1997 - Autumn 2001]. Sametinget.

Jernsletten, Regnor. 1994. Samisk etnopolitisk mobilisering i et komparativt perspektiv [Sami Ethno-Political Mobilization in a Comparative Perspective]. Introduction to the seminar "The Sami - an indigenous people between tradition and modernity", 11 November 1994, arranged by the Centre for Sami Studies.

Jernsletten, Regnor. 1995. The (Nordic) Sámi Council and National Sámi Associations. Paper presented at the Second International Congress of Arctic Social Sciences (ICASS II), Rovaniemi, May 29-June 6, 1995.

Korsmo, Fae. 1993. Swedish Policy and Sami Rights. The Northern Review, no. 11.

Magga, Ole Henrik. 1994. Sámi Past and Present and the Sámi Picture of the World. In: Lassi Heininen (ed.). The Changing Circumpolar North: Opportunities for Academic Development. Arctic Centre Publications, Rovaniemi.

McGill, Georgina. 1996-97. Reserved Seats in Parliament for Indigenous Peoples. The Maori Example. Department of the Australian Parliamentary Library, Research Note 51.

Minde, Henry. 1980. Samebevegelsen, det norske arbeiderparti og samiske rettigheter [The Sami Movement, the Norwegian Social Democratic Party, and Sami Rights]. In: Trond Thuen (ed.). Samene, urbefolkning og minoritet [The Sami, Indigenous Peoples, and Minorities]. Universitetsforlaget.

Minde, Henry. 1995. The International Movement of Indigenous Peoples. An Historical Perspective. In: Brantenberg, Hansen, Minde (eds.). Becoming Visible. Indigenous Politics and Self-government. Centre for Sámi Studies, Tromsø.

Nystø, Nils Jørgen. 1993a. Sametinget og sameloven in nordisk perspektiv [Sami Parliament and Sami Law in a Nordic Perspective]. In: Forvaltningen av samiske interesser i 1990-årene [Administration of Sami Interests in the 1990s]. University of Tromsø, Institute for Social Science, mimeo. A no. 63.

Nystø, Nils Jørgen. 1993b. Nasjonalstat og minoritet [The National State and the Minority]. Thesis, University of Tromsø.

Oskal, Nils. 1998. Urfolksvern og demokrati: om det moralske grunnlaget for samiske rettigheter. Noen betraktninger om Samerettsutvalgets innstilling (NOU 1997:4) med vekt på grunnsynet [Protection of Indigenous Peoples and Democracy: On the Moral Basis for Sami Rights. Some Thoughts about the Sami Rights Committee's Recommendations (NOU 1997:4) with Weight on the Fundamental View]. In: Else Grete Broderstad (ed.). Samisk rettigheter – utfordringer lokalt, regionalt, nasjonalt og internasjonalt [Sami Rights – Local, Regional, National, and International Challenges]. Skriftserie no. 5, Centre for Sami Studies, University of Tromsø.

Sillanpää, Lennard. 1994. Political and Administrative Responses to Sami Self-Determination. SSF Commentationes Scientiarum Socialium 48, Helsinki.

Sillanpää, Lennard. 1997. A Comparative Analysis of Indigenous Rights. Fennoscandia. Scandinavian Political Studies, vol. 20, no. 3.

Sjølin, Rolf. 1996. Samer och Samefrågor i svensk politik. En studie i ickemagt [The Sami and the Sami Question in Swedish Politics. A Study in Non-Power]. Umeå University.

Швеция

Government proposition 1992/93:32. Samerne och samisk kultur m.m. [The Sami and Sami Culture etc.].

Svensk författningssamling [Swedish Constitutional Convention]. Sametingslag [Sami Parliament Law] of 1992 (SES 1992:1433)

Proposition 1992/93:32, Annex 1

Proposition 1994(95:KU37).

Konstitutionsutskottets betänkande 1999/2000: KU6 Nationella minoritetar i Sverige [National Minorities in Sweden].

Норвегия

Norway's laws, Lov om Sametinget og andre samiske rettsforhold (Sameloven) [Law on Sami Parliament and other Sami Rights (Sami Law)]. 12 June no. 56, 1987.

St.meld. no. 52 (1992-93) on Norwegian Sami Policy.

NOU 1984:18 Om samenes rettsstilling [On Sami Rights].

Финляндия

Sametingslagen [Sami Parliament Law] of 17 June 1995 (974/95).


Примечания

Особое исключение было сделано для саамов в округе Ямтланд. Ямтландские саамы не были первоначально включены в обычную перепись внутри муниципалитетов, а только в их собственные саамские ассамблеи (Lappförsamlinger). Таким образом, формально они не принадлежали муниципалитетам и потому не имели права избирать. Это одинаково касалось как саамов-оленеводов, так и тех, кто жил в округе постоянно. Исключение составляли саамы, владевшие собственностью; они включались в переписи муниципалитета и имели избирательное право. Политический статус ямтландских саамов был нормализован только в 1940 г. (Sjølin, 1996).

[2] Саамский отчет SOU предусматривает особую позицию саамов как коренного народа Швеции – как меньшинства в отличие от большинства.

[3] Телефонная беседа с Йоханни Гауп, 04.12.99.

[4] Парламентский совет саамов должен был собрать вместе для обсуждения общих проблем представителей саамов из трех саамских парламентов – Финляндии, Швеции и Норвегии.

Hosted by uCoz