КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И КИТЫ

СВИРЕПЫЙ ПОЖИРАТЕЛЬ РЫБЫ. ДУХОВНЫЙ БРАТ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ

От ледовитых морей России до теплых заливов Калифорнийского полуострова - серые киты вызывают благоговение и приносят с собой конфликты

Майкл Лэйси, из еженедельника «San Francisco Weekly» / © 2001 New Times, Inc.

 

В холодных водах к северу от Японии, в Охотском море ежегодно нагуливается небольшое (менее 100 голов) стадо серых китов, до недавних пор считавшихся исчезнувшими с лица планеты. Представьте себе волнение ученых, обнаруживших это потерянное племя – и их ужас из-за того, что их исследования связаны с массовым бурением дна океана для добычи нефти и газа, которые могут истребить китов раз и навсегда.

На другой стороне Тихокого океана, в местах размножения китов - многочисленных заливах Калифорнийского полуострова у побережья Мексики - непреложные законы природы отступили, кажется, перед любопытством. Самки крупнейшей, чукотско-калифорнийской популяции серого кита подталкивают своих щенков к контакту с человеком. Больше нигде в мире вы такого "межвидового контакта" не увидите. Люди специально приезжают в далекие пустынные соленые заливы и прибрежные лагуны, садятся в рыбацкие ялики и выходят в море - чтобы просто посмотреть глаза в глаза левиафанам и погладить их темное блестящее тело...

Живущие в Арктике эскимосы Чукотки выживают в жестокие арктические зимы только благодаря поеданию мяса и жира восточно-тихоокеанских серых китов. Летняя охота, столь же опасная для жизни, как и зимний холод, обнаружила недавно одну неприятную проблему. У некоторых из китов мясо настолько зловонное (вероятно, зараженное какими-то веществами), что его отказываются есть даже ездовые собаки .

Народы, населяющие берега Тихого океана, насчет серого кита имеют разные представления. В Охотском море эти точки зрения сталкиваются в классической борьбе за промышленное освоение - между потребностями человека и потребностями млекопитающего. По всему миграционному пути серых китов коренные жители в своих потребностях и желаниях противостоят природоохранным организациям, причем каждая сторона убеждена, что именно их знания более научны и морально выше. Те же, кого беспокоят не местнические, а глобальные проблемы и состояние биоты планеты, стоят перед дилеммой – как примирить эти различные видения и точки зрения. Затруднение не просто теоретическое. Серые киты умирают в необычном количестве, и мы не знаем, почему. Уровень их рождаемости падает. Те же, кто выживает, недоедают и стадают от истощения.

Начало природоохранного движения официально было объявлено в 1970 году организаторами первого Дня Земли. Сегодня, даже если защитники природы побеждают и не всегда, никто не подвергает сомнению их право присутствовать за политическим столом переговоров. Это право гарантировано настойчивыми требованиями общественности и законодательным мандатом, проводится в жизнь судами, воспевается нашими школьниками, волнующимися за судьбу дождевых лесов и исчезающих видов. И наверное, ни одна экологическая кампания не нашла столь громкого резонанса, как кампания «Спасем китов».

Восстановление чукотско-калифорнийской популяции серых китов - единственный случай в истории популяций морских млекопитающих, как говорят те, кто делает такие потрясающие заявления. Известные в XIX веке как "рыбы-дьяволы" (из-за их свирепых атак на китобойные лодки), восточные серые киты за последние 150 лет дважды выбивались почти до полного исчезновения промышленныим китобойными компаниями. В 1994 году серый кит был исключен из списка видов, находящихся под угрозой исчезновения - один из первых видов, которые смогли восстановить свою численность. Популяция серых китов стала восстанавливаться, когда коммерческий китобойный промысел был запрещен в 1946 году Международной китобойной комиссией, и сегодня, даже принимая во внимание недавний спад численности, общая численность держится около 27 тысяч - что фактически совпадает с исторической численностью этой популяции. После летнего нагула в арктических водах, отделяющих Россию от Америки, киты плывут вдоль побережья, двигаясь мимо Аляски, Британской Колумбии и США в места размножения, находящиеся в теплых заливах Калифорнийского полуострова, у берега Мексики. Ежегодный миграционный путь серых китов, достигая 12 тысяч миль в ту и другую сторону, является самым длинным миграционным переходом среди млекопитающих планеты. Проходимое китами расстояние, однако, не есть самая удивительная деталь этого путешествия. Миграционный путь охватывает не только различные географические страны, но и что более захватывающе - разные культуры, которые воспринимают это существо по-разному: проходя через разные отрезки своего пути, образ кита трансформируется в зависимости от потребностей жителей.

С незапамятных времен серые киты были источником жизни для береговых общин Чукотки, которые вели на него промысел в летнее время года. Однако в советское время коренные жители были вынуждены переселиться с побережья внутрь материка, где их заставили выращивать песцов, которых кормили мясом китов, промышляемых советской китобойной флотилией. Сегодня зверофермы почти полностью ликвидированы - следствие распада Советского Союза. И коренные общины, почти заброшенные правительством, медленно восстанавливают охотничьи навыки, которые утратили при социализме. Если серых китов не будет, эти люди погибнут. Многие уже вымерли.

К тому времени, как киты начинают свой миграционный путь на юг и достигают Ванкувера, они становятся центральной фигурой нового развивающегося бизнеса - экотуризма. Кто теперь уже не хочет посмотреть на живой, дышащий символ природоохранного движения!.. Несмотря на то, что этот вид туризма существует всего несколько лет, он превратился в мультимиллионнодолларовый бизнес в Канаде, США и Мексике.

Всего несколькими милями к югу от Ванкувера, проходя мимо границы между Канадой и США, киты трансформируются снова, становясь духовным звеном древней охотничьей традиции коренных американских индейцев. Индейская община Маках в штате Вашингтон считают их новую разрешенную охоту (община получила разрешение на добычу пяти китов ежегодно) ключевым звеном для установления прямой связи с их наследием. Для выживания общины это мясо кита им не нужно, они считают его "духовным традиционным природопользованием". Но такой подход находится в смертельном конфликте с видением активистов охраны природы. Канадские и американские активисты пытаются заблокировать промысел кита общиной, для чего развивают регулярные катерные поездки - обычно эти катера заполняют туристы, благоговеющие от резвящихся китов. Такой туризм откровенно мешает вести охоту.

В северной части Калифорнии образ кита меняется снова: сотрудники природного парка Порт-Рейес ежегодно выключают маяк на мысе для того, чтобы туристы, приезжающие автобусами, могли наблюдать парад проходящих вдоль побережья серых китов. В южной части Калифорнии с утесов Пало-Верде экологи проводят ежегодные учеты серых китов во время их миграции. Одна женщина- волонтер продежурила с биноклем 11 тысяч часов в течение 15 сезонов, считая, считая, считая...

В округе Оранж киты стали инструментом обучения - в прошлом году 35 тысяч школьников побывали на морской экскурсии на катере, наблюдая за китами и получая свои экологические уроки. В Мексике серые киты воспеты поэтом Хомеро Аридхисом, возглавившим борьбу за охрану мест размножения серых китов от промышленного освоения. Со-основатель общественной организации художников и интеллектуалов - любителей природы, Аридхис предлагает следующую концепцию серого кита как символа. Для него кит - это "икона демократии", это вдохновляющая идея и объединяющий лозунг за большие политические свободы.

Итак, серый кит преображается на своем пути прохождения через разные культуры - от простой еды для песцов до иконы демократии - испытывая на себе все вариации желаний и потребностей человека. Но в конце концов, кит есть не что иное, как кит, и остается таковым вне зависимости от споров вокруг него. И в облаке этих споров и интересов разных культур, возможно, именно наука может послужить языком эсперанто, понятным для всех. И в прагматичном мире ответственность за "перевод" могут взять именно ученые, исследователи.

Научные данные и доказательства часто игнорируются, с ними нередко ищут компромисс. И активисты природоохранного движения, и чиновники, и предприниматели часто обращаются с научными данными небрежно или вообще замалчивают их. Тем не менее, все группы вокруг кита - коренные жители, общества потребления, промышленники, активисты-экологи, ученые - связаны между собой в одну цепь. Их представления, мифы, научные отчеты, рассказы - образуют единую историю о популяции вида, которой угрожает вымирание, но которая должна быть восстановлена. Историю о возрождении, которую пишем мы все.

Пер. с англ. А.В. Беликович

Hosted by uCoz