написать нам письмо сделать страничку домашней

Канада: СЗТ. Читать главу:
  • История власти
  • Национальные политические организации и их земельные требования
  • Современная национальная политика Канады
  • © OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

    Современная национальная политика Канады

    Главное условие канадских национальных земельных соглашений: все выгоды получаются коллективно, а не индивидуально. Земля, деньги, льготы, прибыли поступают в распоряжение какой-то единой национальной организации, а не в частную собственность каждого жителя. В то же время сама эта организация может устанавливать внутри себя какие-то правила и часть имущества передавать в частную или индивидуальную собственность, но это дело самой организации, а не правительства.

    Главный орган власти национальной общины - независимый орган самоуправления со своей законодательной структурой. На землях национальной общины также организуются муниципальные правительства городов и поселков, финансируемые из федерального бюджета. Земельное соглашение обычно предусматривает передачу определенного количества земли - в среднем от 100 до 3000 га на одного человека - и денежной компенсации в таком размере, что в среднем получается по 10-60 тыс. канадских долларов на одного члена общины (см. таблицу).

    Сравнительная характеристика первых земельных соглашений

    Соглашение

    Год подписания

    Земельная площадь на одного человека, га

    Денежная компенсация на одного человека, тыс. долл.

    Акт по земельным требованиям коренных жителей Аляски (ANSCA) [46]

    1971

    200

    14

    Соглашение Джеймс Бэй с инуитами и индейцами кри Северного Квебека [59]

    1975

    1640

    2,2

    Соглашение с Региональной корпорацией инувиалуитов Северо-Западных территорий [60]

    1984

    3600

    60

    Соглашение с Нацией дэнов, Ассоциацией метисов Северо-Западных территорий [81]

    1990

    1400

    40

    Соглашение с Тунгавикской федерацией Нунавут [45]

    1991

    2000

    35

    Примечание. В первой строке таблицы имеются в виду доллары США, во всех остальных строках - канадские доллары.

    Кроме общей денежной компенсации, выплачиваемой в течение 10-20 лет, национальная организация получает также одноразовые выплаты в год подписания соглашения и определенную долю от прибыли за счет налогов на нефтяные и другие ресурсодобывающие компании. [51]Обычно община договаривается о получении 50 % с первых 2 млн. прибыли и 5-10 % с последующих. В последних соглашениях также предусматривается, что первые 20 млн. прибылей с капитала освобождаются от налогов и, кроме того, муниципальные налоги в течение первых 15-20 лет оплачивает федеральное правительство; эти деньги идут на жилищное строительство для коренных жителей. За счет налогов на прибыль от добычи полезных ископаемых коренные жители Канады в целом получают в год до 1 млн. канадских долларов, от налогов за эксплуатацию леса - еще 5 млн.

    Доступ на национальные земли других лиц не ограничен, если они не преследуют цель получения прибыли или какого-то коммерческого производства. В противном случае любое право использования ресурсов - будь то земля, полезные ископаемые, лицензия на добычу зверя или рыбы - должно покупаться. Землями и ресурсами управляют специальные органы, созданные при национальных правительствах. Порча или какой-нибудь урон национальным ресурсам должны возмещаться штрафами или компенсациями. Экспроприация национальных земель федеральным правительством допускается в исключительных случаях, но тогда правительство должно компенсировать это изъятие другими землями или денежными суммами.

    Национальные земли не облагаются налогом, если коммерчески никак не освоены, а служат лишь местом для охоты и рыбной ловли. Застроенные земли, а также любые земли, на которых ведутся производство или торговля, облагаются обычными налогами, как всякая частная земля.

    Соглашения не ограничивают коренных жителей в их требованиях, наоборот, многие из них предполагают увеличение национальных земель в будущем за счет каких-либо других земель. Кроме того, коренные жители имеют право охотиться и ловить рыбу не только на своих, но и на всех федеральных землях, за исключением лишь особо охраняемых или каких-то специальных территорий (вроде военных баз или заповедников). [52]

    Все соглашения предусматривают значительное участие коренных жителей в распоряжении ресурсами их земель. Так, представители коренных национальностей должны составлять половину членов всех советов, связанных с землепользованием, земельным планированием, экологической экспертизой, рациональным использованием животного мира, охраняемыми территориями и т. п. Вся информация о природных ресурсах, в том числе и минеральных, поступает в национальные советы, и они имеют совещательный голос при принятии решения о добыче.

    Рис. 25. Центрально-канадские эскимосы [32] были одним из последних народов, долгое время не затронутых европейской цивилизацией. Даже в XX в. у них сохранялись луки со стрелами.

    Центральные эскимосы вели настоящую кочевую жизнь, зимуя вдоль замерзших проливов и каналов, а летом продвигаясь вглубь материка для охоты на карибу.

    Интересные правила предусмотрены при создании на национальных землях особо охраняемых территорий. Администрации национальных парков, заказников и заповедников финансируются федеральным правительством, но управление ими осуществляется совместно через советы, созданные при национальных правительствах. Причем в национальных парках разрешено традиционное природопользование - охота и рыбалка, народные промыслы коренных жителей, в том числе в парках остаются тропы, зимовья, рыбацкие базы и т. п. [66]. Лишь на строго заповедных территориях доступ коренным жителям ограничен, но и в этом случае право сдвигать границы имеет только национальный совет. Обычно особо охраняемые территории руководятся комитетом, состоящим наполовину из членов национального совета по рациональному природопользованию, наполовину - из сотрудников служб федерального и территориального уровня.

    Недостатком соглашений является то, что практически все они допускают в исключительных случаях сильное вмешательство федерального правительства в дела национальных территорий. Это может случиться не только при угрозе войны, но и при открытии существенных запасов каких-то полезных ископаемых или возникновении крупных проектов, сулящих либо большую прибыль, либо международный авторитет. Кроме того, земельное законодательство Центральной Канады, СЗТ и Юкона старается очень расплывчато трактовать право владения землями, если оно не касается мелких частников. Законы нередко оставляют открытым вопрос об истинной форме собственности на национальных землях, особенно если речь идет о землях дикой природы. В основном вопрос решается в зависимости от того, имеются ли на этих землях какие-то месторождения. Чем дальше на север, тем больше прав получают коренные жители в использовании своих земель и в политическом самоуправлении; чем ближе на юг, тем более изощренными становятся правила лицензирования, ибо эти земли являются зоной столкновения многочисленных интересов.

    Тем не менее именно в Канаде мы сейчас наблюдаем самые положительные процессы в развитии национальных сел и общин [82]. Индейские резервации вступают в новую эру своего существования, когда они фактически теряют статус резерваций в старом смысле этого слова, а получая правительственную поддержку, становятся национальными округами и национальными районами. Из этой серии - поддержка правительством создания территории Нунавут как независимой от СЗТ административной единицы.

    С каждым годом в Канаде регистрируются и удовлетворяются земельные требования все новых и новых общин. В федеральном правительстве работает специальное министерство по делам индейцев и развитию Севера, которое вместе с территориальными правительствами ведет несколько программ по социальному и экономическому развитию [53] Юкона и СЗТ [83]. Из них самые крупные - программа по Северу, программа по делам индейцев и инуитов, программа национальных земельных требований. Земельное планирование осуществляется совместно с региональными комиссиями и советами, а также с четырьмя крупнейшими национальными организациями - Нацией дэнов, Ассоциацией метисов, Тунгавикской федерацией Нунавут и Региональной корпорацией инувиалуитов.

    Десятилетие 90-х открылось появлением в федеральном правительстве нового документа - национальной программы, ставящей своей целью построение новых отношений между правительством и коренными народами. Главные элементы программы - ускорение решений по земельным заявкам, социальное и экономическое развитие резерваций, распространение в современном канадском обществе идеологии и культуры коренных народов.

    Программа вызвала целую волну местных правительственных документов по национальной политике. В 1990 году правительство Британской Колумбии приняло историческое решение по участию в принятии земельных требований индейцев, а в СЗТ было подписано земельное соглашение с Тунгавикской федерацией Нунавут. В 1991 году достигнута принципиальная договоренность правительства с народом нишга. Заключены соглашения с общиной Теслин в Британской Колумбии и общиной Стоуни в провинции Альберта, с народом гвичин - в Юконе и СЗТ. Начиная с этого года проходят переговоры о получении земель с Федерацией индейцев Саскачевана. В 1992 году предложения по реформе Индейского акта внесены в правительство [82, 83]. [54]

    Сейчас в Канаде организовано большое количество экономических организаций, контролируемых индейцами и эскимосами. Популярны национальные программы по развитию туризма, сельского и лесного хозяйства. Национальным общинам передаются школы и другие социальные институты, происходит постепенный переход административной власти к структурам национального самоуправления.

    Результаты тех процессов, что идут сейчас в Канаде, будут видны гораздо позднее, но уже сейчас можно проследить некоторые тенденции. Наибольшего успеха в самоопределении добились народы, занимающие наиболее обширные территории и имеющие наиболее крупные политические объединения, - инуиты и инувиалуиты. Те индейские общины, что действовали разрозненно, а не под крышей крупных партий и организаций, фактически остались на уровне своих резерваций, лишь закрепив свои права. Некоторые национальные общины стремятся слить свои земли под эгидой единого национального правительства, так как это сулит большие экономические выгоды и большую устойчивость, но это не так-то просто сделать. Во-первых, общины представляют собой разные культурные группы, стремящиеся к независимости и самоидентификации, а во-вторых, их земли разорваны и разбросаны клочками среди провинциальных и федеральных земель, что затрудняет единое управление ими.

    Рис. 26. Канадский поселок Траут-Лэйк ("Озеро Форелей") расположен недалеко от южной границы СЗТ, и живут здесь 57 человек. 94 % населения составляют дэны (атабаски), их основное

    занятие - рыболовство и охота, небольшой доход приносят туристы. В поселке есть школа, в которой учится всего 12 детей [54].

    Самые конфликтные моменты связаны с землями, имеющими большой ресурсный потенциал. Это районы по реке Маккензи и южнее, издавна занятые европейскими переселенцами. Здесь, по-видимому, никогда не удастся восстановить приоритет пользования за коренными жителями. В этом смысле территории Восточной Арктики более благоприятны для развития их в национальном плане, но и здесь крупные частные корпорации являются основными производственными и коммерческими структурами. Небольшие национальные фирмы делают лишь первые шаги в освоении [55]минеральных богатств своих земель. Федеральное правительство по-прежнему владеет монополией на выкачивание с северных территорий нефти, газа и других полезных ископаемых.

    Чтобы понять особенности национального движения коренных народов Канады за свои права, необходимо четко различать процесс выработки земельных соглашений от движения конституционных реформ. Дело в том, что любой гражданин Канады имеет право внести поправку в конституцию. Так, в последние годы при обсуждении новой конституции дискутируются в основном два крупных положения: нунавикский вопрос и признание прав коренных народов. После успешного решения проблемы по зоне Нунавут инуиты Квебека решили попытаться выделить в северной части провинции аналогичную, административно независимую территорию Нунавик.

    Первой попыткой достичь соглашения по конституционному оформлению прав коренных народов был так называемый Договор Митч-Лэйк 1990 года. По этому договору в конституцию Канады должна была вводиться поправка, по которой инуиты и индейцы с метисами могли бы иметь свои собственные административные единицы в ранге провинций внутри СЗТ. Однако в результате обсуждения было принято прямо противоположное решение о запрещении подобной практики. Это означало полное исключение коренных народов из политического процесса и разрешение им бороться только за экономические права.

    Вторая попытка изменить канадскую конституцию была сделана в 1992 году: предлагалось внести положение, в котором коренным народам давалось бы "право на самоуправление в пределах Канады", и этот тип автономии считался бы третьим уровнем после федерального и провинциального. Однако на референдуме 26 октября большинство вновь проголосовало против этого предложения. Поэтому, хотя законодательное закрепление земельных прав многих групп коренных жителей канадского Севера и добавляет им уверенности и устойчивости, их политическая борьба далеко не закончена. Кроме того, в Канаде остается еще много этнических групп, даже земельные права которых еще не признаны. Среди них, например, инуиты и инну Лабрадора.

    Одно остается несомненным: экологическое процветание северных территорий и развитие экономики, основанной на использовании возобновимых ресурсов, во многом зависят теперь от самих коренных жителей Канады, их мудрости и духовного роста.

    "Они начали понимать, что как бы хорошо им ни было в мире белых людей, ничто не может заменить их собственные глубокие корни, взращиваемые столетиями. Сильно изменилась их культура, но и измененная, она продолжает составлять самый большой смысл их жизни. Одиночество всегда было той стихией, которую они знали и в которой превосходно жили. Культура белых людей никогда не займет место этого одиночества, а они сами никогда не станут частью этой культуры".

    Маргарэт Кравен. Снова зовет сова [69. Р. 88].

    Загрузить
    всю книгу


    От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
    Информация об авторе
    Hosted by uCoz