© OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.
Проблема коренных народов в свете глобальных парадоксов
Весьма интересную идею о процессах, протекающих в мировом сообществе, высказал Джон Найсбитт, автор нашумевших книг "Мегатренды 2000 [73] и "Глобальный парадокс" [74]. С развитием систем телекоммуникации и электронной связи и усилением экономических связей (объединением людей в единое экономическое сообщество) происходит и одновременное усиление групповых интересов. Этот процесс называется "трибализмом". Слово "трибализм" возникло в 1993 г. как термин, обозначающий процесс самоопределения и роста самосознания отдельных групп населения, и в отличие от "национализма" не носит негативной окраски. Слово "трибализм" происходит от корня "триба" - род, племя, отдельная группа [64] и описывает процесс усиления и укрепления этих социально-политических отдельностей. В качестве этих отдельностей, разностей, групп могут выступать не только этносы, но и религиозные конфессии, секты и даже профессиональные объединения.
Рис. 32. Чум северо-аляскинских эскимосов [13].Чум как тип жилища господствовал повсеместно в зонах тайги и лесотундры, исключая области чукотско-корякского оленеводства. Каркас чума, по форме близкий к конусу, монтируется из шестов и обтягивается тентом. Летняя покрышка может быть из бересты, зимняя - из шкур оленя, нерпы. После 1850-х гг. американские эскимосы стали широко использовать для покрытия парусину с китобойных судов. Высота чума до 4 м, диаметр основания 3-6 м. |
Аэродинамические свойства чума придают ему хорошую вентиляционную способность в условиях безветрия - это особенно важно в тайге внутренних районов Восточной Сибири и Северной Америки, где зимой часто наблюдаются температурные инверсии: при другой конструкции жилища дым распространяется горизонтально и держится в помещении [72]. |
Под термином "национализм" сейчас понимают такое явление, когда одна нация провозглашает главенство принципов одной нации над принципами интернационализма или принципами индивидуальной свободы. Трибализм - это вера и преданность своей трибе (группе), которая не предусматривает передачу этой трибе всей полноты политической власти и вообще не связана с силовыми акциями. Это скорее стремление каждого человека к самоидентификации и рост самосознания отдельных элементов населения. Каждый человек может идентифицировать себя с разными группами - быть, например, одновременно анадырцем, жителем Чукотки, россиянином, православным, чиновником, армянином. При этом он будет отстаивать в разных ситуациях интересы каждой этой группы. Многие политики говорят сейчас о расцвете трибализма, однако не видят глубинных причин этого процесса.
Причиной все более глубокой дифференциации общества по разным (в том числе и этническим) параметрам является противодействие мировой системы человечества мощному процессу его объединения. Это обычный вид процессов, наблюдаемых во всех природных системах любого уровня сложности: из физики мы знаем, что под давлением определенной силы по принципу Ле-Шателье система срабатывает так, чтобы снивелировать действие этой силы. Научно-технический прогресс поставил человечество перед проблемой единого экономического союза всех политических государств: люди желают торговать все более и более свободно и широко, исчезают экономические барьеры, возникают мощные сети информации и капитала, доступные каждой фирме в любой стране. Именно эта интеграция и порождает эскалацию конфликтов во многих частях света. Многие этнические и религиозные группы, бывшие ранее подавленными, сейчас подняли голову и заявили о себе.
Рис. 33. Яранга эскимосов острова Святого Лаврентия [13].Яранга использовалась в качестве жилища у чукчей, коряков и азиатских эскимосов. Яранга по форме приближается к полусфере эллипсоида, и поэтому внутри нее конвекция дыма идет с завихрениями. В условиях тундры яранга по сравнению с чумом меньше продувается, в ней редки сквозняки. При очень сильных зимних ветрах яранга значительно прочнее и устойчивее чума, так как здесь высок подпор воздуха на покрытие жилища [72]. |
Примеры очевидны. Ирак: насильственные действия Багдадского правительства против курдов. Бангладеш: буддисты чакма борются за отделение от официально исламской страны. Фиджи: противостояние этнических индейцев и этнических фиджийцев. Бурунди: тысячи убиты в результате этнических конфликтов между большинством хуту и формально властвующим меньшинством тутси. Судан: мусульманское правительство на севере подавляет бунт христиан и черных анимистов на юге, отказываясь рассматривать их жалобы. Папуа Новая Гвинея: сепаратистское движение на о. Бугенвиль. Борьба шиитов и суннитов в Индии. Война в Боснии. Восстание в Мексике... Эта череда бесконечна. Эти процессы отражаются и в языке. Чем шире английский как язык межнационального общения идет по миру, тем большую силу приобретают родные этнические языки, развивается страсть к обладанию ими. Вот один из парадоксов нашего мира: чем больше мы интегрируемся экономически, тем более многочисленными и малыми становятся политические и социальные компоненты. Чем дальше идет процесс объединения торговли, освобождения ее от пут правил и налогов, тем выше желание людей быть [65] независимыми политически и культурно. Политическая, культурная и этническая дифференциация общества как бы стремится компенсировать его экономическую нивелировку.
В 1993 г. народ Андорры, насчитывающий всего 47 тыс. человек, провел референдум, на котором с большим преимуществом прошло решение о получении суверенитета. Андорра получила место в ООН, став ее 184-ым членом. Андорра - типичный пример всеобщего стремления народов к политической независимости. Стремление поделить крупные государства на более мелкие наблюдается сегодня повсюду.
Недавно интересный проект раздела Европы на 75 примерно равнозначных стран предложил голландский барон Ф. Хейникен [74]. При этом лишь только Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания остаются такими же, что и были раньше, остальные государства делятся. Например, независимыми странами становятся Шотландия и Уэльс, Каталония и район Басков, район Парижа (Иль-де-Франс) с 10-млн. населением, на 9 государств делятся Швейцария и Италия. Идея эта, на первый взгляд утопичная, отражает реальную тягу к самоидентификации народов, готовых связать себя узами Европейского экономического союза. Маастрихтская версия Евросоюза терпит провал шаг за шагом, так как пока партнеры не равны, они не готовы объединить свою валюту и вступить в деловые отношения. Это означало бы дискриминацию малых и слабых партнеров.
Самое интересное, что этот процесс затронул даже однонациональные страны. Кинши Омае, управляющий директор Мак Кинси в Токио, [67] предложил поделить однородную Японию на 9-10 автономных регионов. Иширо Озава, бывший генеральный секретарь Либеральной Демократической Партии, призывает разделить Японию на 300 самостоятельных округов для децентрализации власти.
Даже в США, где государство достаточно децентрализовано и каждый штат имеет свой собственный кодекс законов, наблюдается тенденция к еще большему расщеплению. Например, в 1992 г. в штате Калифорния 27 из 31 северных графств проголосовали за разбиение штата на три новых - Северную, Центральную и Южную Калифорнию. В 1993 г. за постановку этого вопроса на референдум высказались 46 из 72 членов Ассамблеи штата. В 1993 г. губернатор штата Гавайи призвал Конгресс США к федеральному признанию гавайской нации, которая имела бы в собственности один из островов, а этнические гавайцы (составляющие 20 % населения штата) могли бы избирать в парламент своих собственных представителей.
Можно представить себе, что произойдет, если каждая нация будет отстаивать свою политическую независимость. Специалисты насчитывают в мире от 4 до 5 тысяч этнических групп со своим языком. В Китае 56 различных национальностей, в Уганде, Кении и Габоне - по 40 различных этнических групп, в Заире - свыше 200, в Индонезии - более 300 на трех тысячах островов. В бывшем СССР насчитывалось 104 официальных этнических группы. Только 10 % существующих сейчас стран этнически однородны. Действительно, процесс дробления неизбежно изменит весь облик мира, превратив его из множества в 200 стран в миллион ячеек, связанных одной информационной сетью. "Мир из тысячи стран" [75] - эта метафора стала кочевать по газетам, описывая глобальную тенденцию как непреложный закон. Придет ли мир к этому, или волны насилия и террора вернут его опять в прокрустово ложе империй?.. А может быть, человечество поймет, что национально-этническое разделение мира не должно совпадать с его административно-экономической структурой?
Как бы там ни было, но тенденция политического дробления и социально-культурной дифференциации стала настолько видимой, что с ее существованием нельзя не считаться. В рамках этого процесса выступления чукотских, эскимосских и других лидеров являются вполне нормальным явлением, а получение северными народами определенной автономии неизбежно и закономерно. Вопрос лишь в том, будет ли эта автономия культурная или экономическая? Если экономическая, административная - не приведет ли она коренные народы к краху? А если только культурная - то существует ли механизм финансового разделения этих двух типов автономий?.. Эти вопросы в той или иной мере встают сейчас перед многими народами мира, и они скрепляют целый узел проблем национального характера.
Рис. 34. Зимнее жилище береговых коряков, рекон-струировано по фотографиям Йохельсона 1901 года [13]. Корякские дома строились из бревен и были восьмиугольные в плане. Зимой выход из дома осуществлялся через дымовое отверстие по лестнице. |
"Штормовая крыша" в форме перевернутого конуса предохраняла от снежных наносов, использовалась как склад и как уличное рабочее место. Через боковые входы (двери) входили только летом. Деревня обычно состояла из 3-5 таких домов. |
Процесс усиления "трибализма" происходит не только как противодействие общественной системы нарастающей волне объединения. Это вызвано также и все более заметным духовным кризисом, наблюдаемым в ведущих державах. Европейцы поворачиваются лицом к неизвестным им доселе типам жизненной стратегии и хозяйствования. Одно из лидирующих мест в индустрии постепенно занимает экотуризм как попытка европейца познать отношения человека и природы через собственное переживание. Этому способствуют и распространившиеся в европейской культуре в невиданных масштабах чужеродные ей философские учения Индии, Китая, Латинской Америки.
В мире происходит незаметная смена государств-лидеров. По данным гонконгского эксперта Дэвида О'Рира и австралийского экономиста Гэса Хука [76], уже к началу 1996 г. экономика азиатских стран (с Японией) превзойдет по объему продукции экономику Северной Америки. Судя по темпам роста производства в регионах Азии, даже без Японии азиатские страны обгонят Америку с Канадой в 2018 г., а Европейское сообщество - в 2022 г. Если сейчас 24 ведущие державы (США, Япония, и большинство стран Европы) составляют 74 % мирового производства, а Азия (без Японии) - всего 9 %, то к 2050 г. эта пропорция изменится и будет составлять 12 к 57 %.
Наиболее интенсивно развивающийся сейчас регион - Азиатская Пацифика и примыкающее к ней тихоокеанское побережье Америки. От Чили до Китая можно наблюдать усиленный скачок экономического роста, а вместе с тем усиливается и роль культур этих регионов в мировом процессе [74] . Происходит размывание четких принципов европейской цивилизации и обогащение ее культурными императивами других суперэтносов. Более того, у "цивилизованного мира" заметно увеличилось разнообразие культурных принципов, зачастую взятых у самых мелких этнических групп.
Все это позволяет совершенно по-другому взглянуть на сущность того процесса, что происходит сейчас в северных регионах. Не европейцы несут блага и комфорт, помощь и развитие в Арктику - а совсем наоборот, северные коренные народы одним своим существованием оказывают помощь задыхающейся "цивилизации", обновляя мировоззрение приходящих сюда [68] европейцев, развивая их ощущение и понимание природы, бессознательных процессов, даря возможность иного подхода к хозяйствованию, к природопользованию, к самой жизни. Суть взаимодействия коренных жителей и пришлого населения на современном этапе совсем не та, что наблюдалась еще 20-30 лет назад. Сейчас доминирующая нация ослабла - и экономически, и психологически, - это касается и европейских американцев, и канадцев, и датчан, и русских в равной степени. Бюджет северных регионов резко сокращен - где на треть, а где и на целый порядок. В этом смысле одинаковый кризис наблюдается и в Гренландии, и на Чукотке, и в зоне Нунавут, и на Арктическом Склоне. И не надо на это закрывать глаза, думая, что теперешнее лихолетье касается только Российского Севера.
Федеральные правительства смотрят на удаленные арктические территории как на тяжелейшую обузу, надеясь, что те самостоятельно самоорганизуются и смогут жить в некоем полуавтономном режиме, не вися на шее у государства, но в то же время поднимая его авторитет и помогая кое-какими ресурсами. Подсознательно каждая большая нация хочет верить, что эти малые арктические этносы со своими северными чудесами найдут сами ключ к своей жизни, да глядишь, еще и изобретут что-нибудь такое, что освежит всю экономику Севера. Во всяком случае, ни сил, ни средств думать по-другому уже ни у одного государства нет. Правительства сосредотачивают свои усилия лишь на том, чтобы удержать эти территории как пограничные и стратегические в рамках своего государства, а уж остальное "как-нибудь приложится". Тем более, что миролюбивый характер северных этносов позволяет затрачивать на это минимум средств.
Политическая разница между северными федерациями не столь уж важна, когда мы имеем дело с Севером. Да, в политике возможен возврат к прошлому, ибо ход истории не столь поступателен, как нам хочется, но и с этой точки зрения северное хозяйство лишь выигрывает, ибо в самом безнадежном положении оно как независимая натуральная ячейка сможет выстоять и продержаться.
При анализе взаимодействия "европейская культура - арктическая культура" главным сейчас является просто не очень обычный взгляд на этот процесс. В этом взаимодействии основную движущую силу составляет именно вторая компонента, ибо на современном этапе европейцы, живущие в Арктике, обречены на промышленное бездействие и мощную экономию энергозатрат, и могут нести лишь информационно-техническую и научно-образовательную нагрузку. Их главная функция сводится только к поддержанию такой информационно-образовательной среды, в какой будет взращено новое поколение, которое сможет действовать самостоятельно. Если каждый житель Арктики, кто бы он ни был, сможет взглянуть на этот процесс именно со стороны энергетического превосходства коренных этносов (их культура энергетически экономичней), то он поймет, что все зависит от его собственных действий.
Рис. 35. Круглогодичное жилище эвенов [13].Коллективизация сельского хозяйства страны повлекла за собой коллективизацию эвенского охотничье-оленеводческого хозяйства - оно было реорганизовано по единой для всей страны схеме: центральная усадьба с правлением колхоза, магазином, больницей, школой и т.д. Для этого требовалось оседлое жительство: а для пастьбы оленей были созданы специальные бригады. Тайга перестала быть домом для молодых поколений эвенов и лишилась своего хозяина. |
"Целый народ оказался "лишним". Его мудрое отношение к тайге: его экологическая интуиция: вся система его хозяйственной и духовной культуры превратились в архаизм ... Трагедия тунгусского народа - плод благих усилий мощного, но экологически непросвещенного государства, которое вознамерилось осчастливить народ, не спросив его представлений о счастье" [91, с.7]. |
Другой глобальный парадокс только подтверждает эту точку зрения. Феномен этот подробно описан в новом бестселлере Д. Найсбитта [74]: чем сильнее и интегральней становится мировая экономика, тем большую роль играют ее мельчайшие производственные ячейки. Уничтожение торговых барьеров и размывание экономических границ приводит к убыстрению [69] экономического производства, в котором становятся жизнеспособны только маленькие фирмы и кампании, не отягощенные большим бюрократическим и юридическим аппаратом. Только они могут быстро перестраиваться, внедрять новые технологии, а компьютерные системы и телекоммуникация позволяют им иметь прямой доступ к любой информации и любому капиталу, что уравнивает их возможности с крупными промышленными объединениями. "Чем больше мы интегрируемся, тем больше мы дифференцируемся" - вот лозунг современных кампаний, старающихся превратиться в сеть мелких фирм, скоординированных единой связью.
"Делая производственные единицы все мельче, мы более эффективно интегрируем мировую экономику" - вот другое выражение этого принципа. Из него следует, что роль каждой конкретной экономической ячейки в обществе резко возрастает. Увеличивается значимость каждого работника, его роль и ответственность, так как количество посредников сокращается. Применимо ли это в условиях российского Севера? [70]
В какой-то степени этот принцип действует и у нас. Если раньше основную роль на Севере играли крупные объединения - министерства Минцветмет, Госкомсевер, огромные ГОКи, сельхозуправления и т.п., то теперь гораздо большая ответственность падает на конкретное малочисленное ТОО, школу, сбербанк, любую единичную организацию. Сейчас эта тенденция, может быть, сказывается и не так четко, но процесс передачи власти и ответственности ко все более мелким структурам (вплоть до отдельного человека) очевиден [77], ибо только он устраняет из общества лишний бюрократический аппарат. Повышение роли конкретных групп и коллективов уже сейчас можно наблюдать в жизни Чукотки, если глядеть на нее не взглядом федерального чиновника.
Конечно, проявление так называемых "глобальных парадоксов" в России, а тем более на Чукотке, возможно, будет очевидным только в будущем, ибо сейчас - в состоянии глубочайшего кризиса - трудно говорить об интеграции экономики и налаживании связей на столь разрыхленном экономическом пространстве. Тем не менее расщепление общества на все большее количество ячеек уже видно даже на примере анадырских чиновных структур, не говоря уже о торговых или производственных хозяйствах. Усиление роли отдельных производственных ячеек - это тот процесс, который ставит коренные народы и их хозяйственные традиции на одну доску с окружающим их мировым сообществом, а общая дифференциация мира на дробные социально-политические ячейки облегчает понимание миром проблем каждого небольшого северного этноса.