написать нам письмо сделать страничку домашней

Введение. Читать главу:
  • Введение
  • Кому принадлежит земля
  • Стратегии землепользования
  • Арктическая экологическая цивилизация
  • Ключевой вопрос национальной политики
  • © OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

    Стратегии землепользования

    Сейчас часто говорят о двух стратегиях землепользования - трансформативной и адаптивной. Трансформативная стратегия возникла как экономическая необходимость определенного периода и заключалась в "переделке" природных условий для удобства применения механизированных тотальных технологий. Фактически ее главный принцип можно выразить одной фразой - "приспособление природы под технологии" [7]. Эта стратегия "покорения природы", распространившись в России как евро-американская земледельческая модель, к 60-70-м годам нашего века пришла в противоречие с задачей неистощительного использования ресурсов. В качестве ее альтернативы начала разрабатываться так называемая "адаптивная стратегия".

    Сравним эти стратегии по главным моментам [8].

    Основная цель землепользования:

    Основная цель землепользования:

    Объект пользования ("земля"):

    Стратегия освоения земель:

    Нормативы и технологии:

    Арктическая тундра и субарктическая лесотундра - это не тесные и душные земли Юга, побуждающие человека к служению Мамоне. Здешняя земля пробуждает в человеке больше, чем просто сознание, - она создает ощущение бессилия разума победить стихии Арктики. Поэтому подход к этой земле должен быть совсем другим, не столь рационалистичным, как в "цивилизованном мире".

    Если мы обратимся к опыту хозяйствования в экстремальных условиях Севера, то увидим, что он представляет собой своего рода аналог и предвосхищение адаптивной стратегии землепользования - земельные ресурсы здесь никогда не отделялись от других природных ресурсов, и их использование шло комплексно - хозяйство старалось как бы "встроиться" в существующие экосистемы, не задевая основных геопотоков вещества.

    Однако интенсификация сельского хозяйства, столь сильно разрушившая русскую деревню, пусть с запозданием, но проникла и на земли Чукотки. Укрупнение стад, сельхозкомплексов, ферм, массовое насаждение энергоемкой серийной экологически опасной техники (вездеходы, тракторы, бураны) стало приводить как к деградации земельного фонда (оленьих пастбищ, предтундровых лесов), так и к неустойчивости самого хозяйства и его зависимости от регулярных поставок запчастей и горючего.

    Массовая технизация оленеводства способствовала уничтожению малых и отдаленных хозяйств и концентрации маршрутов оленеводов и всей их производственной деятельности вокруг крупных поселков.

    Добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, охота и рыболовство, по крайней мере во внутренних водоемах - это тоже виды [9] землепользования (точнее, ландшафтопользования). Они также могут быть как адаптивными, так и трансформативными по отношению к природным комплексам - к земле в широком смысле этого слова. Даже добыча золота при использовании особых технологий, обязательной рекультивации отвалов может быть адаптивной по отношению к естественному ландшафту Севера.

    Рис. 2. Собиратели яиц [13].


    Птичьи яйца всегда были важным источником свежей пищи в начале лета. Лучшее место сбора яиц - морские обрывы с многочисленными гнездами колониальных птиц.

    Беда природопользования на Севере часто в том, что не допускается одновременность сосуществования нескольких форм хозяйственного освоения одной и той же территории. Этническое природопользование - одна из самых древних форм освоения - ставится в альтернативу промышленному и аграрному типу, а потому априори признается, что развитие последних естественно и неизбежно ослабляет традиционные виды хозяйства. Сам термин "этническое природопользование" [9, 10] в контексте этого противостояния кажется не очень удачным, ибо ведь и аграрное хозяйственное освоение этнично по своей природе и когда-то развивалось лишь определенными этносами. Любое природопользование может быть этническим и межэтническим, суть же состоит в методах его реализации.

    Этническое природопользование рассматривается как единственный "инструмент" и путь сохранения этногенетического потенциала человечества, воспроизводства, сохранения всех дошедших до наших дней народов как высшего достояния цивилизаций [10]. В действительности же таким инструментом может быть только комплексность территориальной структуры природопользования, встроенность одних форм освоения в другие, их гармоничное взаимодействие и взаимодополнение. Ибо ни одна форма хозяйствования не может развиваться сейчас в отрыве от других, в изоляции, в противном случае мы получим лишь историко-культурные заповедники с одной стороны, и территории моноиндустрии с другой.Современное этническое природопользование должно предполагать не удержание традиционных видов производства и быта на прежнем доисторическом уровне, а их осознанное развитие и обогащение современными экономичными технологиями, позволяющими не только воспроизводить этническую культуру, но и развивать ее в новое качество. [10]

    Загрузить
    всю книгу


    От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
    Информация об авторе
    Hosted by uCoz