написать нам письмо сделать страничку домашней

Введение. Читать главу:
  • Введение
  • Кому принадлежит земля
  • Стратегии землепользования
  • Арктическая экологическая цивилизация
  • Ключевой вопрос национальной политики
  • © OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

    Арктическая экологическая цивилизация

    В эпоху навязчивого роста темпа энерговооруженности, характерного для индустриального мира, зловещего в своем движении, неунывающего и плотоядного, мы часто забываем о многовековой истории многих человеческих цивилизаций, основанных на совершенно других принципах. Технократическая цивилизация, развиваясь, столкнулась с такими демонами природы, которых победить не смогла. Встревожившись, она вдруг обратилась к древним экологическим цивилизациям коренных народов, которые с этими демонами если и не справлялись, то довольно мирно уживались.

    Арктическая цивилизация - одна из самых экономичных экологических цивилизаций Земли, так как ее формирование происходило в наиболее неблагоприятных для человека экобиологических условиях. Сравним ее принципы с технократической цивилизаций.

    ПЕРВОЕ РАЗЛИЧИЕ касается отношения к потреблению. Вся жизнь арктических народов нацелена на ограничение потребления, экономичность и эффективность хозяйствования. Кредо "цивилизованного мира" - бесконечный рост потребления.

    "В настоящее время потребление энергии (уничтожение биоты) в целом мире примерно в 10 раз выше допустимого уровня: в развитых странах - в 50 раз, в России - в 7 раз. Движение в сторону стабилизации состояния окружающей среды и сообщества людей возможно только через снижение энергопотребления ... до разрешенного уровня".

    Концепция устойчивого развития России [11].

    ВТОРОЕ РАЗЛИЧИЕ - отношение к природным процессам. Европейская технология предполагает внешнее вмешательство человека в природные процессы для подвижки их в нужном ему направлении. В английском языке для этого существует термин "management", то есть буквально "управление", что заменяет наше более мягкое слово "пользование". Таким образом, априори считается возможным управление природой или навязывание ей своих собственных законов и искусственной структуры. Даже более того, само понятие "цивилизация" традиционно предполагает уже значительную степень обученности человечества управлению природой и внедрению в нее мощных технологий.

    В экологических цивилизациях, на мой взгляд, человек никогда не стоял над природой, он просто жил в природе, старался жить как ее гармоничная часть. Это не овладение природой и не управление ею, а разумное участие в процессе, который выходит за пределы социума и отдельного человека. Если человек не навязывает выдуманную им структуру природе, это его сильно освобождает и раскрепощает психологически. Вот почему северные народы (и вообще все "экологические" этносы) всегда бесстрашны, они спокойно и естественно относятся к смерти, не суетливы, меньше зависят от мелочей материальной жизни, внимательны к проявлениям в природе ДУХА. Они как бы призваны жить в другом социально-психологическом пространстве, в котором свободная воля означает оптимальную жизненную стратегию - выбирать всегда то, что более гармонирует [11] с ходом вещей, с природным законом. Их ум, наполненный ощущениями и чувствами земли, свободен от предрассудков механицизма, текуч и податлив, восприимчив к малейшим движениям природного пространства.

    ТРЕТЬЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА "цивилизованного мира" - нетерпение.

    "Мы исходим из культурной традиции, где - если видишь - куда тебе хочется идти - то избираешь самый прямой и агрессивный путь, чтобы туда попасть... Именно нетерпение сделало Америку великой".

    Рам Дасс. Зерно на мельницу [12, с.266].

    Нетерпение проистекает из стяжательства, алчности и вожделения от обладания материальными ценностями и славой прямо сейчас, именно лично мной. В этой системе мировоззрения главное в мире - это Я, это мое "эго", цель - создание рая при личной жизни. "Эго" в таком обществе властвует над поведением не только индивида, но и целого социума, заставляя его поклоняться такой религии, в которой бог - это человек, и в конечном итоге - сам я, мое "эго".

    Трудно представить себе северного человека, который был бы столь же нетерпелив и поклонялся сам себе. Лишенный потребности властвовать над природой, он не склонен проявлять эту власть и в социуме. Оторвемся немного от современного северного жителя и вспомним его в своей родной социокультурной обстановке. Лишенный надуманных понятий и привязанностей, находясь в гармонии с процессами биологического круговорота на земле, он не мог действовать неверно, и в любой, даже незнакомой ситуации, смог бы найти единственно правильный путь. Может быть, если и современный человек так же успокоит свой ум, освободится от шаблонов, моделей и мыслеформ, навязываемых ему стереотипизированным "Цивилизованным миром" (который фактически есть подгнивающий суперэтнос Западной Католической Европы), откроет свое сердце ЗЕМЛЕ, он растворится в потоке жизни столь успешно, что выбор конкретной тактики и индивидуального поведения не будет представлять никакой сложности.

    "Создай ум, который ни к чему не привязывается".

    Шестой Патриарх Дзэн [12].

    Ворвавшийся в жизнь северных территорий поток европейских технологий (включая не только удобные средства производства - ружья, бураны, но и удобные теплые жилища с водопроводом, институты образования и здравоохранения) начал укачивать северные этносы все больше и больше, сначала вызывая лишь легкий шум в ушах и умах, но затем и начисто смыв накопленные тысячелетиями навыки выживания без использования всех этих современных средств. С большим вкусом и высочайшей скоростью западная цивилизация укрепилась в Арктике, сделав бессмысленными животворные ритуалы, родовые запреты, шаманов, видения Верхнего и Нижнего Миров.

    Жизнь, мерцавшая в Арктике за счет тщательного поддерживания и сбережения северных традиций, заклубилась в вихре импортных товаров и услуг, подогреваемом за счет золота, нефти и олова, вытаскиваемых из северных земель, словно из чрева матери. Застонав от удара чужой культуры, [12] экономичная система традиционного природопользования быстро окунулась в водоворот новой жизни.

    Рис. 3. Расслоение и выделка моржовой шкуры, использующейся для покрытия умиаков - длинных кожаных эскимосских байдар [14].

    Морж - главный объект традиционного промысла жителей острова Св. Лаврентия.

    Вдребезги разбившись о тундровую жизнь, но разбившись на тысячи брызг, волна чужой культуры звонко прошлась по землям необъятной Арктики, пообещав коренным жителям увлекательные приключения в иных социумах и иных системах ценностей. Как ни терпеливы и стойки были жители тундры, как ни упрятывали они свои родовые традиции, но и они, щедро осыпанные дарами нового мира, в конце концов приняли их... Изменился социокультурный ландшафт и Чукотки, променявшей суровую жизнь, полную моров, эпидемий, голодных лет, на теплые туалеты и скрежет бульдозеров.

    Стоит задуматься над тем, почему ни один этнос, опирающийся на материальную комфортность и избыточность, не смог выжить в северных широтах даже ценой огромных энергетических затрат. Цивилизация, строящая свое благополучие за счет потребления такого количества энергии, может жить в Арктике лишь набегами, временно, в противном случае это становится нерентабельно. Именно поэтому численность населения в арктических регионах всегда будет оставаться на очень низком уровне. Приняв условия и стандарты западных цивилизаций, северные народы во многом утратили свои адаптивные черты и теперь для своего выживания в Арктике вынуждены затрачивать на душу населения гораздо больше энергии, чем южные народы.

    Эколого-биологическая ситуация в этносах Чукотки выровнялась, выровнялись запросы и потребности коренных и пришлых жителей - не только в комфортной бытовой, но и в производственной, и в информационно-культурной среде. Тем временем государство в лице своего аппарата управления продолжало в экономической политике отделять коренные народы от пришлых, перераспределяя вложения таким образом, чтобы основная часть средств падала на доходные предприятия. А ими были такие отрасли, в которых в основном трудились выходцы из других регионов. Такое неравномерное распределение бюджета привело к возникновению финансовой пропасти между двумя категориями жителей (скажем так - индустриальной и неиндустриальной), а при крахе индустрии - к резкому обнищанию населения.

    Что же по-крупному изменилось у коренных народов Чукотки под воздействием европейской цивилизации? Прежде всего, появилась ориентация на энергозатратные способы жизни, утеряны экономичность и свобода хозяйствования. С одной стороны, это приводит к полной зависимости от притока энергии, средств, товаров извне, и по этому параметру коренные жители вплотную приблизились к представителям других этносов, работающих в Арктике. С другой стороны, фактическое признание этого правительством означает необходимость значительного увеличения кредитования и дотаций региону, что федеральному правительству явно невыгодно.

    Возможный выход из этой ситуации - резко снизить численность населения на Чукотке и попытаться возродить в каком-то виде экономическую независимость отдельных хозяйств от дотаций из центра. Эти процессы начались на Чукотке спонтанно, безо всяких специальных постановлений как ответ системы на внешнее и свое внутреннее изменение. [13]

    Покорное ожидание решения своей судьбы от федеральной власти создает у малочисленных народов чувство незащищенности - и не только у них, но и у всех жителей Севера, прислушивающихся к бесполезному рокоту парламентских слушаний. Мягко тянется время политики в расчете на то, что провинции сами опомнятся и найдут выход из экономического тупика, хотя бы на 50 % сами обеспечив свои нужды. Однако, перехваченные жестким энергетическим кризисом, регионы крутятся в ловушке неплатежей. Энергетический кризис, обрушившийся на всю страну, обнажил сейчас перед всей нацией проблему высокого энергопотребления нынешних социумов, и это тем более заставляет вплотную заняться осмыслением традиционного опыта коренных народов.

    Все ближе и ближе человечество подходит к осознанию того факта, что малый уровень потребления - не свойство отсталости нации. Возврат к основным принципам экономики традиционного природопользования - не есть "возврат в прошлое", как заявляют многие. Принятие норм и правил экологической цивилизации не есть непонимание реалий ХХ века, а скорее, взгляд из XXI века на ограниченность и несостоятельность в арктических условиях Европейской технократической цивилизации.

    Та реальность, что ждет нас в XXI веке, - это качественно новая, беспрецедентная реальность, в которой не будет Арктической экологической и Европейской технократической цивилизаций как отдельных сущностей. Вполне возможно, что разовьется такой тип цивилизации, к описанию которого просто не подходят нынешние критерии. Представление о будущей цивилизации сегодня еще размыто и, быть может, не сопряжено с национальными традициями ни одного народа, взятого в отдельности.

    В любом случае, жизнь есть движение, поиск этой новой цивилизации. Трудно и невозможно в начале этого пути определить конкретные [14] методы и формы хозяйствования на Севере - они должны апробироваться на опыте, быть подсказаны самой жизнью. В данном исследовании мы не ставим своей целью описание всех возможных механизмов природопользования, и тем более оценку их перспектив. Мы можем только проанализировать тот процесс столкновения Арктической экологической и Европейской технократической цивилизаций, который наблюдался повсеместно на Севере, в каких бы странах он не происходил - Канаде, США или России.

    Загрузить
    всю книгу


    От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
    Информация об авторе
    Hosted by uCoz