© OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.
Ключевой вопрос национальной политики
Изучая историю движений коренных народов Севера за свои права, начинаешь понимать, что рано или поздно все они приходили к осознанию, что ключевой вопрос в решении всех проблем - это земля. Именно земля объединяет столь разные культурные группы и народы в их стремлении жить так, как жили их предки. Всегда коренные народы Севера жили за счет земли и моря, их ресурсов, они зависели от этой земли и всегда будут зависеть безотносительно к уровню своего экономического развития. Использование биологических ресурсов - стержень всей экономики и культуры северных народов, и как бы мы ни совершенствовали методы и технологии этого использования, будь это уровень ХVIII или уровень ХХI века, - объект "земля" останется самым важным в жизни. [15]
Разный взгляд на природопользование - суть конфликта двух разных цивилизаций - европейской и аборигенной. Как мы уже отметили, европейская технократическая цивилизация стремится управлять, навязывать природе свои законы и правила с целью выкачивания из нее наибольшей прибыли. Белый человек сидит на земле, как на коне, пришпоривая ее и поворачивая то в ту, то в другую сторону. Аборигенная же экологическая цивилизация позволяла природе развиваться по своим законам, а человека заставляла постоянно прислушиваться и приспосабливаться к этим законам. В этом случае человек не сидит верхом, а как бы следует пешком или в легкой упряжке за своим неуправляемым конем, внимательно вглядываясь в летящие на него пространства и стараясь увернуться от возможных препятствий. Представитель экологической цивилизации вступает в жизнь как в поток природы, стремясь достичь полной гармонии с этим потоком.
Рис. 4. Исследуемые арктические регионы северных федеративных государств:1 - Чукотка (Россия); 2 - Аляска (США); 3 - Северо-Западные Территории (Канада); 4 - Гренландия (Дания). |
Можно спорить о преимуществах и недостатках этих двух путей развития цивилизаций, но несомненно одно: технократическая цивилизация уже загнала своего коня и растерянно озирается по сторонам в поисках второго. Ценности экологического пути природопользования наконец-то начинают рассматриваться всерьез, а не только как курьезы любителей-натуралистов. До сих пор европейская наука не признавала правомочность столь "ленивого" землепользования, какое было в ходу у коренных народов Севера. Ставилась задача научить "бедные, жалкие, отсталые" народы "правильному" европейскому взгляду на вещи, привить коренным жителям Арктики навыки получать от земли прибыль и жестко дергать ее за "удила". Однако, как свидетельствует весь опыт российского и зарубежного Севера, коренные народы крепко цепляются за свой стиль существования, интуитивно понимая, что только лишь в нем спасение их культуры, их жизни, и жизни самого Севера.
"... Мы все еще не можем утверждать, что увеличивающаяся экономическая и политическая зависимость от государства и внешних экономических сил полностью переменила уклад жизни коренных жителей Арктики. Само традиционное природопользование и его идеология живы и продолжают возрождаться с каждым новым и новым поколением...".
Набухиро Кишигами. Лекции по антропологии в Хакодате [15].
Если этнографы Севера до 80-х годов говорили о культурном распаде и общей деградации арктических коренных народов [16, 17], то позже возникла целая теория зависимости северных этносов и их вхождения в мировую систему, стали анализироваться пути смешанной (традиционной и коммерческой) экономики аборигенов [18, 19, 20, 21]. Серия современных исследований, проведенных на Аляске [22], в Канадской Арктике [23] и в северо-западной Гренландии [24], показали, что эскимосы не только продолжают практиковать свое традиционное природопользование, но умудряются при этом находить новые методы для его поддержания.
Упорство коренных наций в отстаивании прав иметь свое собственное мировоззрение и свой собственный способ жизни в конце концов пробило стену невежества, снобизма и самоуверенности правящего пришлого большинства. Начиная с 70-х годов, политические и экономические [16] движения северных наций за самоопределение наносят ощутимые удары по массовой идеологии европейцев. Бурными событиями в разных странах мира, связанными с новой земельной политикой по отношению к коренным народам, знаменуются 80-е годы. 1982 г. - принятие новой конституции Канады, в которой подробно обговариваются права на землю и самоуправление коренных меньшинств. 1983 г. - начало работы экспертной комиссии коренных народов Аляски. 1984 г. - доклад Комитета по правам саами в Норвегии. 1985 г. - появление правительственной комиссии Северной Японии по делам айнов. 1985 г. - первое правительственное соглашение Австралии по земельным требованиям аборигенов... Перечень можно продолжать. Особенно резко меняется ситуация в Канаде, когда с 1985 г. ежегодно удовлетворяется по нескольку заявок на земли национальных общин.
90-е годы - начало мощнейшего перелома в психологии большинства. В разных странах мира появляются новые течения в культуре и искусстве, связанные с открытием других реальностей и столь же современных, сколь и древних цивилизаций. В США в массе появляются романы и фильмы, пытающиеся взглянуть на историю завоевания дикого Запада глазами коренных жителей. Общий поворот технократической цивилизации от политики патронажа к признанию равноправия, силы и ума коренных народов - очень медленный и незаметный процесс, охватывающий не только эмоционально-нравственную сторону отношений. Начинает решаться главный вопрос - вопрос о земле и способах природопользования, больной вопрос глобального экологического кризиса. Неслучайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила с 1994 г. международное десятилетие коренных народов мира [25].
В нашей стране, благодаря общей экономической разрухе, эта проблема оказалась закопанной в груде политических баталий. Коренные народы Севера, за годы Советской власти попавшие в сильную зависимость от федерального бюджета и федерального правительства, оказались сейчас в самом бедственном положении, и в то же время стали наиболее забытыми. Сложилась уникальная ситуация, когда при распаде всех старых экономических структур жизнь заставляет коренных жителей самих искать и определять свою земельную и правовую политику, а в шуме и неразберихе современной борьбы вероятность удовлетворения их прав наиболее высока. Необъявленная кампания по самоопределению северных народов может добиться неожиданного успеха, если найдет нетрадиционные решения. Однако, внимательно анализируя опыт других северных территорий, понимаешь, насколько трудно выбрать правильный путь, ибо ситуация в других странах ничуть не напоминает российскую.
В этом отношении для Чукотки, пожалуй, самым интересным и поучительным может оказаться опыт США и Канады, и особенно двух самых крупных северных регионов - Аляски и Северо-Западных Территорий (СЗТ). По площади и населению они вполне сравнимы с Чукотским автономным округом, хотя, естественно, имеют свои особенности. Среди этого ряда самым обширным и слабозаселенным регионом являются СЗТ, где население едва переваливает за 50 тыс. Однако именно коренные жители составляют здесь большую часть, и это определяет совершенно иной, чем [17] в США, расклад в земельной национальной политике. На Аляске только индейцев и эскимосов 77 тыс., но они здесь в меньшинстве, и к тому же история проделала с этими народами уникальный эксперимент, ввергнув их в пучину корпоративного акционерного капитала.
Несомненно, стоит проанализировать самые разные методы и результаты национальной земельной политики в странах Севера, чтобы выработать свой собственный российский путь. Сейчас, когда люди российского Севера почувствовали себя больными и несвободными - а это произошло потому, что экономика Арктики стала осознавать себя нездоровой и зависимой, - для достижения внутренней свободы необходимо понимание сущностных процессов. "Счастлив, кто падает, осознавая". Сущность нашего падения - так же, как и нашего подъема, - объединяющая нас всех земля.
Дезинтеграция экономического пространства вызвала и дезинтеграцию национального пространства и вообще отчуждение этносов друг от друга. "Знание является источником власти, а информация - фактором силы" [26], поэтому северные народы для накапливания своей силы начинают заниматься сбором и обработкой информации, которую в избытке поставляет мировой опыт.