написать нам письмо сделать страничку домашней

Россия: Чукотка. Читать главу:
  • История земельных отношений в России
  • Россия после отмены крепостного права
  • Земельный вопрос на Чукотке
  • Колонизация и деколонизация
  • Этнические проблемы Чукотки
  • © OCR - А.В. Беликович, 2004. Воспроизводится по тексту: Беликович А.В. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995. 128 с. (Труды НИЦ "Чукотка"; Вып. 3) Номера страниц указаны в квадратных скобках шрифтом малинового цвета.

    Этнические проблемы Чукотки [100]

    "...Плывет охотник по морю на деревьях. Плывет, а куда - сам не знает. Вдруг видит - идет по морю Великан, вода ему по колено. Подошел Великан к Человеку и спрашивает:

    - Много ли, Человечек, испытаний перенес?

    Человек обрадовался Великану и приветливо так ответил:

    - Да, много.

    Взял Великан Человека и посадил себе на голову".

    Человек и Великан. Эскимосская сказка.

    Сибирские охотники и оленеводы - самоеды (ненцы), ханты, манси, нганасаны, селькупы, тунгусы (эвены и эвенки), юкагиры, коряки и чукчи, как считает Л. Н. Гумилев [10], совсем недавно составляли самостоятельный циркумполярный суперэтнос. Его отделяла от российского суперэтноса невидимая граница распространения вечной мерзлоты. Русский суперэтнос, название которому дали русские, отграничен от суперэтноса Западной Европы ландшафтной границей тайги и смешанных лесов, ибо русские были культурно связаны с пойменно-луговым ландшафтом таежной зоны. Начиная с XIII века и до наших дней в русский суперэтнос вошли финно-угорские народы, белорусы, словене, вятичи, украинцы и множество сибирских этнических групп. На территории же Северной Америки мы видим царствование так называемого цивилизованного мира - так определяют метаэтнос католической Западной Европы после реформации, который сейчас включает в себя потомков европейских колонистов и эмигрантов в США, Канаде, Австралии, ЮАР и других странах.

    Вызывает сомнение столь категоричное утверждение Л. Н. Гумилева [10] о том, что в настоящее время циркумполярный суперэтнос практически полностью вошел в другие суперэтносы и метаэтносы и растворился в них без остатка. Не стоит забывать, что самобытное традиционное хозяйство и основанная на нем культура продолжают не просто существовать, но и развиваться в неведомом для многих направлении. Границы суперэтносов подвижны не только в пространстве, но и во времени, и никто не может оградить европейские культуры от резких поворотов истории, которые могут заставить их вспомнить свои истоки, привязанность своего этноса к определенному типу природы, ландшафта.

    Проблема вхождения в чужой суперэтнос стоит ведь не только перед чукчами (в русский) или эскимосами (в североамериканский), но и перед русскими (в "семью цивилизованных народов Европы"). Поэтому все мы сейчас находимся на перепутье духа и материи: двигаться ли по накатанным рельсам "цивилизованного мира" или выбрать свой собственный путь, полный неожиданностей и, возможно, катастроф. Необходимо помнить, что полный переход в чужой суперэтнос предполагает отказ от своей собственной этнической доминанты и замену ее на систему ценностей нового суперэтноса. Примером могут служить многочисленные угро-финские [101] народности (мурома, кострома, меря, вепсы, чудь), которые, влившись в русский суперэтнос, утратили свой язык, культуру и многие традиции.

    Рис. 47. Женщина в тундре - самый главный хранитель не только семьи, но и всего производства. Без нее яранга пустеет, а жизнь кочевника теряет всякий смысл. Яранга у северных народов - не просто дом, а одушевленное существо, член семьи, вместилище всех духовных ценностей рода, оберегающее и накапливающее его внутренние силы.

    Рисунок по фотографии из личного архива З. Омрыной.

    Если исходить из теории этногенеза [9], Чукотка и чукотские народы находятся сейчас в самом тяжелом моменте жизни этноса: идет смена фаз этногенеза, так называемый фазовый переход. Это глубокий кризис народа, вызванный резким изменением уровня его пассионарности, необходимостью психологической ломки стереотипов поведения.

    Что такое этнос? Этносы - это, по словам Л. Н. Гумилева, группы, отличающиеся друг от друга способом поведения их членов (стереотипами поведения). Эти стереотипы человек усваивает в детстве и использует затем всю жизнь. В этносе работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы. Что произошло, например, с этносом "чукчи"? Люди, родившиеся в 40-50-х годах, получили этническую закваску в истинно чукотской среде, но вынуждены были провести свою молодость и зрелость в абсолютно чуждом социально-психологическом мире.

    Поведение каждого человека как члена этноса - это просто способ приспособляемости к своей географической и этнической среде. Люди, вырванные из родной этнической среды (а в поселках городского типа оторванные в большой степени и от своей географической среды), вынуждены были приспосабливаться к совершенно новым условиям. На это были затрачены огромные силы отдельных личностей и всего этноса в целом. В этносе резко уменьшилось число людей с избыточной, "экстремальной" энергетикой, или, как называл их Л. Н. Гумилев, "пассионарных" людей. Человек-пассионарий живет, чтобы работать ради своей идеальной цели, может жертвовать своей жизнью ради этого идеала и при этом попутно перестраивает всю этническую систему, к которой принадлежит.

    Действительно, такие люди возникали и возникают и в среде чукотского народа. Чтобы жить в экстремально суровых условиях, весь этот народ целиком должен был обладать повышенной энергетикой, т. е. быть высокопассионарным. Но какие идеалы и какие цели были выбраны этим новым чукотским народом после того, как поменялись стереотипы его поведения? И смог ли он действительно поменять эти стереотипы? На эти вопросы не попытались еще ответить, да и ответы на них смогут дать только специалисты, причем представители самого этого этноса.

    Во всяком случае, сейчас можно наблюдать одно: большое количество представителей чукотского этноса превращается в субпассионариев, т. е. в людей с недостаточными жизненными силами и недостаточной энергией. Субпассионарий обычно живет так, чтобы поменьше работать, он постоянно (даже бессознательно) ловчит и ориентируется на потребление за счет других.

    Вопрос о соотношении субпассионариев и пассионариев в обществе - соотношении людей разного уровня энергии - правомерен и актуален для каждого северного этноса. Резкий спад пассионарности может привести в конечном счете к разрушению этноса. При исчезновении этноса отдельные люди либо инкорпорируются в другие этносы (русский, американский и т. п.), либо остаются в виде этнических реликтов - "осколков когда-то бушевавших страстей" (так случилось со многими стариками, попавшими после тундры в конце жизни в города и поселки городского типа). [102]

    Этническая история Чукотки в соответствии с теорией Гумилева [9] есть переплетение процессов трех типов:

    Все три процесса сейчас подвергаются разрушению, причем силами, действующими как извне, так и изнутри.

    ПЕРВЫЙ ТИП ПРОЦЕССОВ. Здесь идет необратимая потеря адаптивных навыков: утрата способности выживать при ультранизких температурах и сильных ветрах, ориентироваться в пургу, заниматься традиционной деятельностью. Это искажает все физиологические и поведенческие стереотипы коренных жителей: усиливает их тягу к более южным территориям и нетрадиционным для них видам деятельности. Знания поколений теряются безвозвратно, и эта потеря усугубляется древними запретами выносить информацию о родовых реликвиях, табу и церемониях за пределы рода. [103]

    Этнос, живший тысячелетиями своей внутренней жизнью, под давлением чужой культуры как бы съежился, закрылся от внешних воздействий, спрятался в раковину и запер на замок вход чужакам в свой мир. Этот процесс, в целом призванный сохранить ключ к традиционной культуре в глубинных кладовых устного творчества, был бы весьма действенным, если бы натиск других этносов ослаб в течение одного-двух поколений - тогда эти знания удалось бы передать хотя бы внукам. Однако этого не случилось. Северные народы после падения железного занавеса СССР были вынуждены вступить в еще больший мир, в котором тоже доминируют многочисленные суперэтносы, противостоять которым психологически и культурно очень сложно.

    Можно лишь изумляться, какую тайну носит в себе сейчас человек тундры и как мало сделано, чтобы эта тайна стала достоянием всего этноса. Со смертью старшего поколения уходят безвозвратно в прошлое знания о северной природе и поведении в ней, накопленные за тысячи лет. Вместо этого в социумы Чукотки, уже наполовину инкорпорированные в русский суперэтнос, интенсивно проникают этнические ценности западной цивилизации и других мировых суперэтносов, насаждаются стереотипы их поведения, причем не только индивидуального, но и общественного.

    Ярчайший пример - проникновение из США идеологии бизнесовых корпораций и резерваций. Тупик, в который сейчас зашли коренные народы Аляски и Канады, не виден голодным и замученным жестокой правдой чукотским жителям. Уровень материального благосостояния стал теперь оцениваться у нас по меркам западных цивилизаций, требующих огромных энергетических затрат, а к ним ни психологически, ни экономически не готовы ни Россия, ни российский Север, ни Чукотка тем более.

    ВТОРОЙ ТИП ПРОЦЕССОВ. Приходится констатировать разрушительный процесс утраты в чукотском обществе северных этнических стереотипов. Этническая интеллигенция европеизировалась настолько, что психологически находится сейчас на том же этапе, что и весь циркумполярный суперэтнос: этапе инерционной обскурации (большинство населения составляют тихие обыватели, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни [9]). Таким образом, здесь об этнических стереотипах не приходится и говорить. В селе же наблюдается явная деградация национальных социумов: неспособность не только регулировать, но и удовлетворять свои желания, неспособность воспроизводить жизнеспособные системы. Единственные пока еще жизнеспособные и здоровые элементы этнической жизни наблюдаются глубоко в тундре, однако неясно, возрастают они в своем количестве или сокращаются.

    ТРЕТИЙ ТИП ПРОЦЕССОВ. Взаимодействие этносов между собой настолько усилилось, что фактически привело к разрыхлению социально-психологического пространства и изменению стереотипов поведения. В среде жителей поселков городского типа понятие "этнос" зачастую полностью утрачивает всякий смысл, ибо культуры и языки здесь тесно переплетаются между собой. Последнее замечание заставляет нас задуматься над тем, что же такое этнос и можно ли вообще говорить о возрождении в чистом виде тех этносов, которые были на Чукотке еще сто лет назад? [104]

    Этнос - это природная форма существования человека, определяющаяся стереотипом поведения, приспособленного к тому или иному типу ландшафта. С полным правом мы можем утверждать, что на Чукотке уже не существует того социокультурного и географического ландшафта, что был здесь до прихода несеверных цивилизаций. Изменен не только социально-психологический фон общества - во многом преобразился облик гор, долин и равнин: повсеместные вездеходные колеи, оседлые поселения западного типа, горнодобывающие предприятия, энергетические, гидротехнические и строительные сооружения, аэродромы, морские порты, шахты, отвалы, обширные площади антропогенных пожаров и т. п. Бывший здесь когда-то ранее ландшафт уже не возвратить никакими заклинаниями. Поэтому невозможно и возрождение точно тех же этносов, которые населяли Чукотку ранее. Произошло полное разрушение всего традиционного хозяйственного уклада, хотя это и не означает обязательного умирания северной этнической культуры.

    Да, ландшафт изменился, и соответственно по-другому должен к нему адаптироваться этнос. Естественно, что в этом процессе приспособления он выберет какие-то новые, ранее ему не свойственные механизмы и способы адаптации. Поэтому бессмысленно и неверно ругать нынешних коренных жителей за то, что они не похожи на тех коренных жителей, что населяли эти горы и тундры двести лет назад. Да и раньше жители Чукотки никогда не были столь уж неподвижным и неизменным этносом, каким их сейчас часто представляют или хотят представить.

    Закономерен вопрос, которым задаются сейчас многие: что же такое современные чукчи? Являются они еще этносом или этот этнос окончательно разрушен?.. Этот вопрос встает сейчас перед каждым арктическим народом, и ответ на него неоднозначен. Что касается чукчей, то кажется, что именно сейчас этот этнос находится в точке бифуркации - в точке, когда его развитие может пойти в прямо противоположных направлениях. Хватит ли сил и энергии новым подрастающим поколениям северных народов развить свои этнические системы? Или они предпочтут целиком инкорпорироваться в суперэтнос русских?..

    "...Замечательное в этом северном племени физическое развитие, сила воли, природное значение и старательность в деле оленеводства приводят нас к заключению, что племя это, при небольшом старании оградить его от вредного влияния наших торговых сношений, не пойдет по следам целого ряда уже совершенно вымерших племен севера Сибири".

    А. В. Олсуфьев. Общий очерк Анадырской округи"*.

    * Цит. по: Mypгин нутэнут. Анадырь, 1994. 24 сент., № 35. С. 14.

    История идет не вообще, а в конкретных этносах, как учит нас Л. Н. Гумилев. Исторические события создаются именно благодаря изменениям энергии в ходе этногенеза. Если чукотский народ сможет отстоять свою систему ценностей, развить и укрепить ее новыми стереотипами поведения, то это может совсем по-иному повернуть ход событий не только на Чукотке, но и на всем Севере. Такая социально-этническая [105]перестройка далека от агрессий и конфликтов, ибо этногенез есть сам по себе процесс адаптации, а не войны.

    "Всякий раз, когда вы заняты борьбой против чего-то, вы усиливаете его реальность".

    Рам Дасс. Зерно на мельницу [13. С. 266].

    Этнос, добившийся гармоничности в своем развитии, никогда не обостряет политическую ситуацию, а скорее становится точкой роста благополучия в регионе. Если политики, представляющие русский суперэтнос либо метаэтнос так называемого цивилизованного мира, поймут это, то все силы федеративных государств будут брошены на поддержку и развитие, помощь в становлении специализированных этнических структур, приспособившихся и вросших корнями в эти суровые края. Ибо ни один другой этнос не сможет адаптироваться целиком к столь жестким природно-климатическим особенностям, или для этого понадобятся тысячелетия. По-настоящему использовать Арктику и получать от нее свое благополучие смогут лишь древние северные народы, прошедшие здесь длительный период становления и получившие в новых условиях толчок и свежие силы для развития своих экологических технологий в XXI веке. [106]

    Рис. 48. Корякские женщины чистят рыбу. Лососевые разделываются и сушатся на зиму, большая часть улова идет на корм собакам [13].

    И. С. Вдовин [119] и И. С. Гурвич [120] сходятся во мнении, что в древности предки оленных чукчей и коряков образовывали единый этнический пласт. С. П. Крашенинников вообще считал, что "если чукотский народ причислить к корякам, как то учинить должно по справедливости, ибо и чукчи сущие коряки..." [121, с.147].

    Многие представители интернациональной интеллигенции утверждают, что возможен единый гиперэтнос, вмещающий в себя все народы земного шара, и ратуют за полное слияние всех наций в единое человечество. Однако, пока существуют разные географические зоны и необходимо приспособить к этим зонам определенные типы культуры, хозяйствования, физиологические стереотипы поведения, такой гиперэтнос не будет возможен. Хотя, если учитывать то, что человек все больше и больше уходит в искусственный, им самим созданный мир, возможно предположить, что некая часть людей действительно окажется однородной, адаптированной к этому искусственному миру.

    Наблюдается и другой процесс. Так называемый цивилизованный мир, проводя массовую идеологическую и культурную атаку на другие этносы, пытается образовать подобный единый гиперэтнос за счет подчинения их этнических систем своим ценностям. Однако система ценностей "истинной цивилизации", основанная на суперпотреблении, высочайшей энергораспущенности и расточительстве, уже начала подгнивать в разных точках земного шара.

    Смысл и сущность процессов этногенеза на Чукотке остаются теми же, что были всегда: приспособление к суровым условиям Арктики. Но эти условия сейчас включают в себя не только сильные пурги, но и радиационное загрязнение, не только полярную ночь, но и тесные контакты с народами всего мира, не только изобилие рыбы и зверя, но и дороговизну любого промышленного производства. Мир изменился окончательно и бесповоротно. В глубине гор стоят брошенные мертвые поселки; в тундре расплодились огромные стада диких оленей; ученые предупреждают о катастрофическом поднятии Берингийского моста суши после цикла землетрясений в конце XX века: в Маркове выращивают капусту; оленеводы ездят на слет в Финляндию... Знаки перемен видны каждому, и глупо сожалеть, что мир уже не тот, что был в XVIII веке. Можно лишь принять: этот мир другой и для него нужен соответственно другой этнос. Будет ли это единый северный суперэтнос, или все-таки разовьются разные этнические группы - не столь важно. Важно лишь не упустить признаки этого процесса в современной жизни и среди нытья и ужасов эпохи катастроф вдруг заметить, что в среде молодежи все большее количество детей от смешанных браков предпочитает считать себя чукчами и эскимосами, что среди школьников преобладают те, кто стремится к идеалу знания, идеалу успеха и идеалу победы, - а это все первые индикаторы этнического подъема.

    Отказ от господства единственной формы хозяйствования, от одной индустрии, от доминирования одной культуры, о котором мы говорили в главе "Деколонизация...", касается и смены одного психологического стереотипа поведения на множество таких стереотипов. Каждый из этносов должен следовать своему собственному экологическому и культурному императиву, а связывать это разнообразие в единую систему будет большое количество межэтнических посредников. Такой переход означал бы установление нового социально-психологического климата на территории всего Севера и бережное поддерживание его всеми живущими здесь людьми. [107]

    Настанет время, когда Чукоткой будет править не мамона, золотой бог материального потребления, а Великий Дух - Дух северной земли, ее культура, ее философия и ее собственная наука. Это и будет та высшая духовность, которую выработает в своем развитии арктическая экологическая цивилизация - выработает, впитав в себя многоголосье азиатских, европейских и американских культур, их генетический материал и экономический опыт. Занимая полярные пустыни, тундру и лесотундру, циркумполярная цивилизация прославится не войнами и не завоеванием земных, подземных и околоземных пространств, а таинственной связью со всеобщей сферой духа, силой и проницательностью своих народов.

     

    Загрузить
    всю книгу


    От автора | Введение | Аляска | Канада | Гренландия | Выводы | Чукотка | Литература
    Информация об авторе
    Hosted by uCoz