КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И РЕСУРСЫ

АКТ 1990 ГОДА ПО ОХРАНЕ ЗУНИЙСКИХ ЗЕМЕЛЬ

Е. Ричард Харт

I. Описание проблемы

31 октября 1990 г. президентом Бушем был подписан Акт 1990 года по охране зунийских земель (Общественный закон №101-486). Утверждение этого закона представляло собой полученную путем переговоров реализацию требований зунийской общины: было достигнуто соглашение по компенсации государством Соединенных Штатов того ущерба, который оно нанесло зунийским трастовым землям.

12 мая 1981 года община Зуни вторично подала иск на государство Соединенные Штаты в соответствии с полномочиями, данными ей по Акту конгресса от 15 мая 1978 г. Среди лидеров зунийской общины и экспертов, работавших для общины в 1980-е годы, эта заявка была известна под именем "Зуни-2" и была представлена Делом № 327- 8IL в суде по земельным требованиям, а также Делом № 224-84L , заведенным 3 мая 1984 г. и продленным на период, включающий в себя получение компенсации за ущерб, нанесенный зунийской резервации.

В начале 1983 г. Стэфен Бойден заключил со мной контракт на подготовку предварительного отчета по ущербу, нанесенному зунийским трастовым землям. Этот отчет был представлен его фирме в марте того же года, и после его анализа м-р Бойден незамедлительно начал переговоры с общиной по найму группы специалистов, которые могли бы дать показания в суде в пользу общины.

В 1984 году, пока группа специалистов работала над подготовкой своих письменных свидетельских показаний, м-р Бойден провел взятие показаний под присягой у 20 зунийцев, которые рассказали об общинных убытках, случившихся в течение их жизни, или о том, чо они слышали от своих родителей и дедов. Этими зунийцами были Белли Бованни, Фред Бованни, Кларенс Калаваза, Сефферино Эриахо, Калвин Юстаце, Фрэнк Чакки, Мазоне Харкер, Том Идиак, Дэмпси Кантина, Роберт Е. Льюис, Честер Махути, Сидни Ньюмайя, Лоуэлл Пантих, Пак Ондуласи, Сол Ондуласи, Элла Пинто, Катута Телси, Джо Цабецайя, Фрэнк Вэцит и Боб Валева.

В 1985 году были написаны и представлены отчеты 7 специалистов: Джеффри С.Дин (дендрохронология), Т.Дж.Фергюсон (этноистория и археология), Ричард И.Форд (этноботаника), фирма "Геоконсультанты" (геоморфология и гидрология), Стэфен А.Холл (геоморфология), Е.Ричард Харт (история), и Мартин Роуз (дендроклиматология).

Соединенные Штаты наконец ответили почти двумя годами позже, в 1987 году, представив опровергающие свидетельские показания семи экспертов-свидетелей, которые были наняты государством для этих целей. После этого, между 1987 и 1990 годами, община вынуждена была вновь готовить новые отчеты экспертов - письмеными показаниями были заняты все семь специалистов плюс были наняты еще пять специалистов дополнительно. Этими экспертами, нанятами общиной, стали Джон О.Бакстер (история), Джеймс И.Эберт (фонограмметрия), Патриция Лимерик (история), Сэмюэль С.Монсон (этимология и лексикография) и Эндрю Вигет (фольклор и устная история).

II. Ущерб

Представители общины зунийцев и специалисты со стороны общины смогли задокументировать серьезный ущерб, который понесла зунийская резервация в результате действий или недосмотра государства Соединенных Штатов. Этот ущерб заключается в следующем.

1. Эрозия

В 1846 году, когда Соединенные Штаты объявили свой суверенитет на аборигенную территорию зунийцев, составлявшую свыше 15,2 миллионов акров, зунийская община была наиболее здоровой и безопасной политической силой в этом регионе Юго-Запада. Центром их традиционных земель был густо облесенный, особенно в верховьях, бассейн реки Зуни, берущей начало в Зунийских горах и впадающей в реку Литл-Колорадо, в настоящее время протекающей в Аризоне. Федеральные чиновники быстро заметили высокое качество лесов в Зунийских горах, прекрасные горные пастбища с травостоем высотой в метр и выше и тысячи-тысячи акров сельскохозяйственных земель, возделываемых индейцами-зунийцами. Следующие тридцаит пять лет многие путешественники восторгались качеством зунийских ландшафтов - их лесами, водами, покосами и возделываемыми землями.

В середине XIX века община зунийцев сразу же стала союзником Соединенных Штатов, она никогда не воевала на стороне противников американских войск, и фактически всегда в любых национальных конфликтах сражалась рядом с нашими войсками. Постепенно, в соответствии с законами США, традиционная территория зунийцев была сокращена и стала составлять менее чем 3% от своей первоначальной площади, а та малая площадь, которая осталась в доверительной (трастовой) собственности зуниев, серьезно страдала от эрозии.

В середине XIX века зунийцы возделывали около 10-12 тыс. акров пашни, выращивая кукурузы столько, что ее хватало для пропитания военных постов США в регионе, в том числе Форта Вингейт, который был организован в нескольких милях к северо-востоку от фермерского поселения зунийцев Нутрия. Тысячи зунийских овец выпасались на площади около двух миллионов акров. Другой важный предмет торговли составляла соль из Зунийского солевого озера, знаменитая тысячи лет.

В период между 1846 и 1876 годами, когда государство США использовало любую возможность для поощрения заселения Запада не-индейцами, зунийцы потеряли контроль на территорию площадью около 9 миллионов акров. Офисеры Форта Вингейт начали заниматься организацией ранчо и построили в Зунийских горах лесопильный завод. В те времена зунийцы все еще владели большей частью своих пастбищ и почти всей территорией в верховьях бассейна реки. Однако следующие пятьдесят лет оказались для общины зунийцев, долгое время занимавших выдающееся место в регионе, катастрофическими.

Определив, что крупной выгодой для нации станет южная трансконтинентальная железная дорога, Конгресс США выделил крупный земельный грант Атлантической и Тихоокеанской железнодорожной кампании. Когда железная дорога дошла до зунийской территории, изменения хлынули на зунийцев, о чем сигнализировали многочисленные действия правительства. Была проложена территориальная линия - граница между штатами Нью-Мексико и Аризона - и железнодорожной кампании былы выделены огромные контракты на заготовки древесины, после чего федеральное правительство выделило под зунийскую резервацию маленьий участок земли. В 1881 году тракторы проложили полосу через то, что некогда было зунийской территорией, и лесозаготовители с контрактами на десятки тонн деловой древесины стали прокладивать дороги в бассейн реки Зуни.

Железная дорога не только открыла обширные площади юго-западных земель для не-индейских переселенцев, но и создала небывалые возможности для развития бизнеса и спекуляции землей. После проведения железной дороги - артерии по транспортировке леса - общество мгновенно осознало ценность коренных сосновых древостоев в Зунийских горах. В 1886 году офицеры из Форта Вингейт оформили и приобрели у железнодорожной компании 40 тыс. акров самых отборных земель в Зунийских горах. Начальник форта, ставший президентом Земельной и животноводческой компании Цибола, организовал контракт на обеспечение форта говядиной, и вскоре в бассейне реки Зуни уже выпасались его 12 тыс. голов крупного рогатого скота. В 1892 году другой концерн приобрел еще 300 тыс. акров земель с лесами в Зунийских горах, в том числе большую часть оставшегося бассейна реки Зуни. Гигантские лесопильные заводы начали перерабатывать миллионы кубических метров леса. В это десятилетие в Зунийских горах выпасалось свыше 200 тыс. голов овец. В то же время собственные зунийские пастбища были сокращены, а их стада отодвинуты к центру зунийской территории. В результате того ущерба, который нанесли верховьям Зуни перевыпас скота и вырубки леса, в долине реки выше по течению Зунийской резервации началась эрозия, и с 1885 года ручьи стали прорезать в пойме новые русла и эрозионные канавы.

К началу 1890-х годов Конгресс США был предупрежден о факте серьезного нарушения, происходящего в общственных (государственных) землях Запада. В 1891 году вышел Акт Конгресса, давший президенту власть отчуждать часть общественных земель под национальные леса. В 1897 году Национальная акакдемия наук представиле в Конгресс специальный доклад о положении дел в лесах Запада, детально описывающий начавшуюся эрозию в результате перевыпаса и неправильных технологий лесозаготовки. В 1898 году главой Отдела лесного хозяйства в Департаменте сельского хозяйства США стал Джиффорд Пинчо. Чтобы определить, какие лесные земли на Западе следует оставить в охранном режиме для сохранения ценных бассейнов и обеспечения нации лесом в будущем, Отдел лесного хозяйства совместно с исследовательским отделом Главного земельного управления проводил специальные исследования. В районе Зунийских гор было предложено создать лесной резерв, поэтому в 1899, и вторично в 1900 году горы посетили специальные сотрудники исследовательского отдела, которые обследовали состояние бассейна, древостоев, взяли письменные свидетельства у заинтересованных лиц, и затем представили отчет в Главное земельное управление. Когда власти штата Нью-Мексико выяснили возможность создания в Зунийских горах национального леса, они быстро воспользовались Актом Конгресса 1898 года, дававшим право выбирать земли для общественных нужд самим штатам, и отобрали в собственность штата огромный участок земли в 153 тыс. акров, включающий в себя самые лучшие из оставшихся нетронутыми лесов. В следующие 15 лет лес с этих площадей мог быть продан для получения доходов, с помощью которых штат собирался решить свои внутренние задачи.

Специальные сотрудники Главного земельного управления докладывали, что в результате перевыпаса скота в Зунийских горах и начинающихся рубок леса растительный покров со значительной части хребта будет смыт, и та эрозия, что началась в 1880 годах, усилится и охватит огромные площади. Государственный сотрудник Управления, работавший в индейских общинах, предупреждал управление о том, что если горы не оставить под охрану, бассейну Зуни будет нанесен еще более серьезный ущерб, что поставит под угрозу тысячи акров сельскохозхяйственных земель зунийцев. К сожалению, в то время федеральное правительство не сделало ничего для сохранения лесов и бассейна в Зунийских горах.

В течение первого десятилетия ХХ века в бассейне реки Зуни происходили интенсивные рубки леса и выпас скота, которые, вместе с двумя крупными прорывами плотин, имели катастрофические последствия. В это десятилетие зунийцыпотеряли контроль еще на полмиллиона акров своих земель, большая часть которых являлась их традиционными пастбищами. В результате стада самих зунийцев были отодвинуты на бедные пастбища, не позволяющие обеспечить травой имеющееся поголовье. В то же время не-индейские отары овец уже опустошили верховья Зуни, а лесозаготовители понастроили железных дорог, и начались интенсивные коммерческие рубки в районе, находящемся как раз выше по течению зунийского поселения Нутрия. К 1911 году в бассейне Зуни было заготовлено миллионы досковых футов пиловочной древесины. Рубки охватывали квартал за кварталом, причем порубочные остатки бросались на месте, и вырубалось 100% всего рыночного леса, что препятствовало его восстановлению.

Тогда же проблемы эрозии в бассейне Зуни обострились из-за прорыва двух крупнейших плотин. В 1905 г. прорвалось Рамское водохранилище, находящееся гораздо ниже по течению всех лесозаготовительных операций. В течение 24 часов в русло реки Зуни вылилось 20 тыс. куб.футов воды, благодаря чему в русле 17 миль ниже плотины началось образование эрозионных канав в 3 м глубиной.

Зунийцы давным-давно были фермерами и тысячелетиями пролуктивно возделывали тысячи акров земель, однако правительство США считало традиционные зунийские сельскохозяйственные технологии нецивилизованными. Кроме того, действующие тогда государственные военные и политики хотели отнять деревню Нутрия у зунийцев и использовать ее для своих собственных нужд. Для этого Соединенные Штаты выделили каждому взрослому зунийцу мужского пола очень небольшой надел земли (Управляющий зунийцами предложил выделить по 10 акров - 4 га - каждому), а остальную часть земель резервации разделить по Акту Раздела Доуса между не-индейцами и для не-индейских нужд. Для реализации этого плана в 1904 году правительство начало строительство крупной плотины в сужении реки Зуни около главного поселения общины, где река протекает в базальтовом ущелье. Когда в 1909 году плотина наконец была возведена, а водохранилище впервые заполнено, дамба прорвалась. "Инженеры", проектирующие плотину, не учли, что под водосливом располагается слой песков мощностью несколько метров, сквозь который просачивалась вода при заполнении водохранилища. 6 сентября 1909 года часть плотины и водослив провалились, и содержимое водохранилища хлынуло сквозь и через плотину Блэкрок. В разгар катастрофы между 7 и 11 часами утра сквозь плотину прошло 72 тыс. куб. футов воды, и этот неистовый бушующий поток превратил плотину в руины, а русло реки и окружающюю территорию в местность, напоминающую место ведения боевых действий.

К 1912 году, когда Главное земельное управление делало землеустройство на большую часть Зунийской резервации, эрозионные канавы в бассейне реки были уже широко распространены, некоторые достигали глубины 6-10 м и даже глубже. К этому времени, даже после восстановления плотины и выделения еще тысячи акров под новые государственные строийки, общая площадь всех возделываемых зунийцами земель сократилась с 10-12 тыс. акров в XIX веке до почти 8 тыс. акров к 1912 году. К тому времени примерно 50% некогда лесной площади в бассаейне реки Нутрия было вырублено.

В период между 1912 и 1940 годом в Зунийских горах было изъято почти 5 тыс. акров оставшейся деловой древесины. Хотя к середине ХХ века технологии лезозаготовок усовершенствовались, Лесная служба в 1940 году жаловалась на то, что район Зунийских гор после рубок остается голым и иссеченным оврагами. В течение 1929-37 гг. правительство построило на территории зунийской резервации еще 7 плотин. Каждая из них хотя бы раз прорывалась. В тот же период зунийцы потеряли еще миллион акров своих исконных земель. Рубки лесов, перевыпас скота и прорыв плотин оказали на бассейн реки Зуни мощное воздействие, усилив в 1930-х годах эрозию, вызвав сильное заиление государственных плотин, понижение уровня грунтовых вод в аллювиальных водоносных горизонтах и снижение емкости пастбищ. В 30-х и 40-х годах Служба охраны почв США, Служба национальных лесов и Бюро по делам индейцев признали, что зунийским землям был нанесен ущерб со стороны государства. Для самих же зунийцев самой страшной утратой стала потеря сельскохозяйственных земель. К 1934 году ими возделывалось только 5,2 тыс. акров, но к 1968 году эта площадь сократилась до 2185 акров. Сегодня возделывается всего 1370 акров. В результате нарушений растительного покрова бассейна Зуни и других государственных мероприятий на территории резервации, зунийцы потеряли в целом 11 тыс. акров ранее орошаемых сельскохозяйственных земель.

2. Водные ресурсы

Одно из первых поселений не-индейцев на зунийской исконной территории произошло в 1870-х годах, когда к востоку от зунийской фермерской деревни Пескадо колония мормонов построиля фермерский городок Рама. В 1898 году мормоны начали строительство плотины на р.Пескадо - притоке р.Зуни, на котором в то время уще существовало огромное водохранилище. После повышения уровня плотины в период между 1901 и 1903 годами, емкость водохранилища стала 13,5 куб. футов. К 1920 году соктоводческая компания мормонов пыталась получить официальное право на использование водных ресурсов в Инженерном управлении штата Нью-Мексико.

Зунийцы издавна использовали воды бассейна р.Пескадо для орошения возделываемых полей. Департамент по делам индейцев прекрасно это знал и протестовал против выдачи прав на пользование водой мормонам, отмечая, что зунийцы имеют приоритетное право на пользование водами всего бассейна.

Государственный управляющий ирригационными работами в зунийской резервации уведомил все стороны, в том числе и Инженерное управление штата, что зунийцы “имели и имеют все заявленные права на весь водный сток, нормальный и переизбыточный, реки Зуни и ее притоков - как в пределах Зунийской резервации, так и вне ее” и призвал правительство США отклонить заявку мормонов, на что было получено утверждение уполномоченного по делам индейцев. Однако правительство не согласилось с этим протестом и в 1923 г. выдало права на пользование водой Ирригационной компании Рама. Вода в бассейне р.Пескадо продолжала изыматься у зунийцев и накапливаться в водохранилище, где использовалась для сельскохозяйственных нужд не-зунийцев.

3. Лес резервации

В период с 1901 по 1946 год государство имело на территории зунийской резервации лесопильный завод. Хотя чиновники государственных служб в те времена либо не вели документированных записей, либо эти записи были не точны, остается очевидным, что за эти годы миллионы кубометров древесины из лесных массивов резервации были изъяты без предоставления всякой оплаты зунийской общине. Большая часть древесины заготавливалась в районе Нутрии, но когда эта территория была сильно нарушена неправильно ведущимися лесозаготовками, лесопилка была перемещена сначала в Пиа-Меза, а затем снова в центр густого лесного массива в Миллерской области резервации. Анализ аэрофотосъемки, проведенной в 1935 году (примерно в то время, когда государственная лесопилка переехала на новое место), показывает, что в одном только этом районе было вырублено по крайней мере 2 560 акров лесной площади.

4. Соль

С тех пор, как зунийские поселения в 1540 году были посещены Коронадо, чистые соли Зунийского солевого озера приобрели сказочную славу. Коммерческая ценность этих солей была признана сотни лет назад, и вплоть до начала ХХ века соль из озера являлась важным для общины товаром и предметом торгового обмена. В начале ХХ века правительство позволило открыть на озере коммерческую деятельность не-зунийским компаниям. В начале 1970-х годов община использовала свои с трудом накопленные сбережения чтобы взять в в аренду свое собственное озеро и сохранить как само озеро, так и ту соль, что ежегодно получается на уникальных соленых источниках, питающих озеро. В 1978 году Конгресс признал аборигенное право на эти земли, и часть земель, на которых находится озеро, была недавно передана по документу общине зунийцев.

5. Уголь

В период между 1908 и 1946 годом государством США с территории зунийской резервации были добыты тысячи тонн угля без всякой денежной компенсации общине. В 1908 г. рудник был санкционирован официально. Он был заброшен в 1914 г.,когда угольные пласты были исчерпаны, и был открыт второй рудник. Некоторое время работал и третий рудник. Документальные записи подтверждают, что в период с 1907 по 1937 год на резервации зунийцев без всякой платы общине были добыты около 50-70 тыс. тонн угля. В настоящие дни отвалы шахт и неправильно спланированных выработок продолжают загрязнять часть бассейна реки Нутрия.

6. Нарушение владений

Последовательное, широко распространенное и рутинное нарушение владений зунийской резервации наблюдалось со дня ее образования в 1877 году и вплоть до 1946 года. Однажды государство даже позволило не-зунийцам построить на трастовых землях зунийцев свои дома. В результате нарушения владений многие тысячи акров зунийских пастбищ были хотя бы однократно сбиты, нарушены или отчуждены от использования зунийцами. Белые владельцы ранчо не только незаконно выпасали свои стада на территории резервации, но им было разрешено использовать резервационные земли и для прогона своих стад, причем все это делалось с полного ведения государственных чиновников. В конце 1940-х годов чиновники признали, что они не докладывали о случаях нарушения владений, так как болись, что будут наказаны за то, что не смогли это предотвратить.

7. Урон археологическим стоянкам

В период между 1916 и 1946 годами при дорожных работах, ведущихся Бюро по делам индейцев, были разрушены около 2 тыс. археологических стоянок на территории зунийской резервации. Могилы были вскрыты, древние поселения содраны бульдозерами, и культурное наследство зунийского народа подверглось разрушению из-за строительных работ, проводимых с нарушениями законов Соединенных Штатов.

8. Присвоение зунийских земель не-зунийцами

В течение прошлого века правительство США не только позволяло, но иногда даже и поощряло передачу зунийских трастовых земель под нужды не-зунийцев. Земли передавались торговцам, церквям, мириадам государственных контор без всякой денежной компенсации общине. Та же практика бесплатного отбора существовала и при отчуждении земель под дороги, водохранилища, железнодорожные и прочие насыпи и котлованы.

III. Акт по зунийским земельным требованиям

К концу 1980-х годов общине стало ясно, что если состояние ее судебных дел останется прежним, то для того, чтобы дождаться начала судебного заседания и какого-то решения по нему, пройдет еще десятилетие. Тем временем эрозия продолжалась, в общине началась сильная безработица и экономический кризис. Само дело было чрезвычайно сложным, кроме того, резко возросла стоимость рассмотрения его в суде. Руководители общины решили попытаться провести дело минуя суд, через Конгресс. В этом общине помогали сотрудники Бюро по делам индейцев, работавшие по делам зунийцев и альбукерке, в том числе директор района Сид Миллс, управляющий Х.Б.Симпсон и бывший управляющий Джон Грэй.

После долгого и тщательного обсуждения со специалистами и юристами, зунийцы решили подать два огромных иска на общую сумму в 20 миллионов долларов. Планировалось, если эта компенсация будет получена, использовать ее (за вычетом гонораров юристам, оплаты работы специалистов-свидетелей с зунийской стороны и некоторых расходов, связанных с приобретением дополнительных земель в Колувала) на создание постоянного трастового фонда, который будет использоваться зунийцами на проведение программы по неистощимому использованию трудовых, культурных и природных ресурсов. Решение зунийцев потратить свои средства на развитие неистощимого природопользования и оптимальной системы хозяйствования широко приветствовалось национальными и международными лидерами.

Попытка утвердить в конгрессе Акт по земельным требованиям зунийцев была предпринята под руководством адвоката общины Стэфена Г.Бойдена. Для того, чтобы лоббировать Конгресс при прохождении акта, в период между 1988 и 1990 годами губернатор Льюис и весь общинный совет проводил неутомимую работу. К 1988 году в справедливости зунийских требований удалось убедить конгрессмена от штата Нью-Мексико Билла Ричардсона, который представил Акт по земельным требованиям зунийцев в Палате представителей. В Палате внутренних дел и Комитете по делам индейцев состоялись слушания, на которых выступили м-р Бойден, м-р Харт и губернатор Льюис, и были представлены письменные свидетельские показания-отчеты других специалистов. Кроме того, от имени зунийцев выступили две лидирующие фигуры национального и международного природоохранного движения - Питер Джэкобс (Международный союз охраны природы) и Дон Леш ("Глобальная коалиция Завтрашнего дня"). Письменное показание также дал Барри Садлер, работавший в Международном союзе охраны природы и Институте североамериканского Запада. Однако в 1988 году попытки провести зунийский акт через сенат провалились, и Конгресс не пришел ни к какому решению. Возможно, это послужило на руку зунийцам, так как в 1990 году, после анализа новой информации специалистов, община решила изменить сумму компенсации и увеличить ее до 25 миллионов долларов. М-р Бойден, губернатор Льюис и общинный совет продолжали вести настойчивую работу по проталкиванию закона в сенат, и к 1990 году им удалось убедить сенатора Доменици, который согласился представить и поддержать билль во влиятельном Сенатском отборочном комитете по делам индейцев. Слушания в Сенатском отборочном комитете состоялись 7 мая 1990 года. Вновь специалисты со стороны зунийцев представили свои письменные отчеты. Выступили губернатор Льюис, м-р Бойден и м-р Харт. Кроме того, в поддержку зунийского требования выступили два дополнительных эксперта - Роберт В. Делани и Флойд А. О'Нейл, оба историки. На заседании комитета, который вел сенатор Дэниэль Инойи, с сильными заявлениями выступили сенатор Доменици и конгрессмен Ричардсон. Хотя Министерство юстиции выступало против билля, благодаря поддержке сенаторов Доменици и Инойи он был быстро включен в Сенатский согласительный календарь.

В Палате представителей билль вновь был представлен конгрессменом Ричардсоном. Слушания в Палате внутренних дел и Комитете по делам индейцев были назначены на 12 июля 1990 г. Снова в поддержку билля выступили губернатор Льюис, м-р Харт и м-р Бойден. Однако на этот раз Министерство юстиции оказало более мощный опор предложенным законодательным мерам и пообещало в случае принятия закона убедить президента Буша наложить на него вето. Зунийцы не стали колебаться, встретив сопротивление. Конгрессмен Ричардсон включил билль в Календарь неотложных вопросов. В следующие месяцы между Министерством юстиции и зунийской общиной велись трудные переговоры, причем общине помогали сенатор Доменици и конгрессмен Ричардсон. В ответ на заявления и показания экспертов, выставленные Министерством юстиции, м-р Фергюсон и м-р Харт подготовили детальные, пункт за пунктом, отчеты. Тем временем против зунийцев, а затем против зунийских специалистов и законодателей с довольно язвительной атакой выступил геолог из Университета штата Нью-Мексико. В ответ многие независимые ученые прислали свои комментарии в защиту позиции зунийцев. После анализа всех имеющихся доказательств, 1 сентября 1990 г. Комитет внутренних дел Палаты выпустил Доклад Палаты представителей № 101-727, в котором большинство членов комитета выступило в поддержку билля и отвело аргументы, представленные Министерством юстиции. По мере приближения сессии Конгресса когрессмен Ричардсон наконец-то смог представить билль в зал заседаний Палаты представителей. Всю неделю перед сессией м-р Бойден и губернатор Льюис проводили интенсивные переговоры с Министерством юстиции. В выходные перед открытием сессии Министерство юстиции наконец согласилось поддержать законодательный акт при условии внесения в документ некоторых поправок. Однако ни одна из этих поправок не меняла содержание того акта, который был подготовлен общиной, и самое главное, не затрагивала общую сумму компенсации в 25 миллионов долларов. 10 октября конгрессмен Ричардсон согласовал новую версию билля, и акт прошел в Календарь неотложных дел - в повестку дня текущих вопросов. 15 октября 1990 года президент Буш подписал Акт по охране зунийских земель, и он вступил в силу.

Акт устанавливал денежную компенсацию в 25 миллионов долларов и в деталях расписывал организацию Зунийской программы по неистощимому природопользованию. После выплаты всех издержек из этой суммы, оставшиеся по крайней мере 17 миллионов долларов помещаются в постоянный трастовый фонд. В момент получения компенсации община обязывается отозвать из Суда по земельным требованиям США Дело № 327-81L и Дело № 224-84L. Использование доходов с фонда находится полностью в ведении зунийской общины, которая руководится избираемым в соответствии с установленными правилами Зунийским общинным советом. После получения компенсации община должна в течение двух лет подготовить свою программу рационального развития. На реализацию этой программы будет тратиться ежегодный процент, получаемый с трастового фонда.

IV. Зунийская программа по неистощимому природопользованию и развитию общины

Зунийская традиционная религия, философия и практические методы землепользования нацелены на использование только тех природных ресурсов, которые необходимы для выживания. В зунийском обществе высоко ценятся старательность, гостеприимство и умеренность, поэтому неудивительно, что именно такими описывали зунийцев на протяжении последних веков все видевшие их люди. Вновь и вновь приезжие описывали зунийцев как работящих, религиозных и гостеприимных людей. Мой почти 20-летний опыт работы в общине привел меня к тем же выводам по поводу зунийской культуры.

Почти полтора столетия назад, когда войска Соединенных Штатов впервые появились на зунийской территории, они обнаружили здесь процветающих жителей, занимающихся торговлей и сельским хозяйством, владеющих свыше 10 тысячами акров возделываемых кукурузных полей, которые давали достаточно пищи, чтобы прокормить войска и конницу своих новых союзников в Форте Дефианс. Причины успешности ведения хозяйства зунийцев крылись не только в развитом производстве, системе торговли и хорошо организованной военной и экономической системе, но и в том сложном комплексе взаимодействий с природными ресурсами, который зунийцы сформировали в результате своей традиционной культуры. Зунийцы умудрялись предотвращать эрозию и возделывать сельскохозяйственные культуры, используя одну и ту же технологию. Эта зунийская сельскохозяйственная технология была опробована веками и основывалась на энциклопедических знаниях о своем ландшафте, позволявших с наибольшей выгодой использовать плодородные почвы долин. Большая часть воды, необходимая для орошения, была доступна лишь в короткий вегетационный период, и она поступала в лишь в виде паводкового стока.

Там, где существовали постоянные источники воды, зунийцы построили фермерские поселения и систему мелких плотин, дамб и оросительных каналов, отводящих воду на поля. В долине реки Зуни, где существуют мощные водоносные горизонты на небольшой глубине, действующие даже в засушливые годы, были устроены тщательно возделываемые "вафельные огороды", на которых выращивались нежные культуры - такие, как кориандр, бобы, лук, хлопок. После проникновения на эти территории в XVI веке испанцев зунийцы также начали выращивать на уступах своих плато и высоких террас персиковые сады. Но все эти огороды и сады не могли полностью обеспечить все потребности зунийцев. Поэтому зунийцы возделывали протяженные участки земель на надпойменных и пойменных террасах ручьев, пересекающих Зунийские горы и плато вокруг знийских поселений.

На террасах ручьев была устроена система чеков, позволяющая не только подвести воду к орошаемым кукурузным полям, но и обеспечить культуры достаточным запасом питательных веществ в форме растворенных в воде илов. Кроме того, чеки защищали поймы ручьев от эрозии. Взвеси и илы, влекомые ручьями, оседали на дне чеков, что предотвращало эрозию русел ручьев и поверхностей террас, зарождающиеся же на склонах террас и террасах овражки быстро заполнялись илами и пойменными осадками. Чтобы предовратить ветровую эрозию, зунийцы высаживали в качестве ветрозащитных полос многолетние кустарники. По такой технологии использования водных ресурсов возделывались многие тысячи акров земель. Исторические документы рассказывают, что у зунийцев всегда существовал 2-х летний запас кукурузной крупы, который мог использоваться в случае засухи, и что зунийцы выращивали столько кукурузы, что могли часть ее продавать своим соседям в обмен на нужные товары.

За период с 1885 по 1935 год рубки леса, перевыпас скота и неправильно возведенные плотины вызвали в бассейне реки Зуни гигантские разрушения. Практически все террасы ручьев были прорезаны глубокими канавами. Тысячи акров некогда сельскохозяйственных земель были потеряны зунийцаим в результате однократной эрозии при прорыве плотин.

После нескольких лет обсуждения с зунийской общиной, 10 мая 1988 года Зунийский общинный совет принял резолюцию обратиться за технической помощью в подготовке программы по неистощительному использованию зунийских биологических ресурсов в Институт североамериканского Запада. Имея сильно эродированные сельскохозяйственные угодья, резко уменьшившееся поголовье овец, общее сокращение площади зунийских земель и одновременно растущую численность населения, община поняла, что решающим фактором выживания может стать правильное планирование. Община пожелала создать постоянный фонд, проценты с которого будут использоваться на рекультивацию нарушенных зунийских ландшафтов и разработку системы неистощительного использования природных, трудовых и культурных ресурсов. Модель неистощимого природопользования, создание которой предусмотрено Общественным законом № 101-486 в течение двух лет, должна включать в себя не только традиционные зунийские технологии, но и новые разработки по оптимальному природопользованию. По плану предусмотрено создание ряда рабочих мест для зунийских профессионалов, которые бы руководили производственной деятельностью как внутри резервации, так и на территории всего бассейна. Для ежегодного строительства и ремонта чековых дамб, посадок на местах эрозии, проведения мониторинга на наблюдательных постах будет использоваться сезонная рабочая сила из состава зунийцев. Программа также предусматривает надлежащее поддержание археологических пямятников и культурного наследства. Планируется также создать оцифрованную географическую информационную систему, которая обеспечивала бы всех управляющих мониторинговыми данными по осадконакоплению и глубине эродирования русел и террас.

По этой зунийской программе развития и использования ресурсов община должна установить оптимальный размер расчетной лесосеки и определить планируемую урожайность сельскохозяйственных культур в пределах бассейна реки Зуни. Чтобы вновь развить сельское хозяйство в резервации, будут прорыты паводковые отводные арыки, а также специальные каналы из подрусловых водоносных горизонтов.Часть фондов может быть использована на приобретение земель. Община желает создать такую программу, которая бы предоставила множество рабочих мест для членов общины, которая не только бы привела к устойчивому восстановлению природных комплексов, но и способствовала повышению образовательного уровня зунийцев, их профессиональному росту.

Интерес к процессу создания такой программы очень велик. Институт североамериканского Запада собирается опубликовать ту модель развития общины и рационального природопользования, которая будет создана в соответствии с Общественным законом № 101-486, и распространить ее по всему миру и среди западных ученых. При этом Международный союз охраны природы пообещал участвовать в распространении программы на международном уровне.

Мне кажется, что процесс утверждения законодательного акта по зунийцам - очень важное событие, которое касается не только конкретной общины, но и других общин пустынного Юго-Запада, пытающихся справиться с теми же проблемами. Наверное, этот опыт будет интересен и в других странах. Утверждение Акта позволит зунийской общине восстановить свой природный комплекс и построить систему неистощительного использования природных ресурсов и рационального развития общины, которая продемонстрирует значимость системы противоэрозионного контроля и принципы рационального природопользования в аридных ландшафтах.

_____________________________________________________________________

* Е. Ричард Харт является исполнительным директором Института Североамериканского Запада. Кроме "Атласа зунийцев" (в соавторстве с Т.Дж.Фергюсоном) он является автором или редактором четырех книг и имеет множество публикаций по фольклору, истории, этнографии и проблемам современности. Он получил государственные премии и высокие награды в области изучения истории и фольклора. Проработав с общиной зунийцев более чем 20 лет, он выступал в нескольких судебных делах, связанных с природными ресурсами зунийцев, как свидетель-эксперт.

Пер. с англ. А.В. Беликович

Hosted by uCoz