КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И РЕСУРСЫ

СУВЕРЕНИТЕТ ОБЩИН, ЗАЩИТА ИХ ИНТЕРЕСОВ

Члены общин и не-индейцы пытаются найти точки соприкосновения в проблемах резерваций

Джули Титони

 

Индейцы нез-пирс строят на северном берегу реки Клеар-Вотер больше чем просто рыборазводную станцию. Они воздвигают монумент своего видения проблемы управления ресурсами - памятник точке зрения на природопользование коренных народов. И это видение, эта точка зрения отличны от всех других.

Часть лососей, выращенных на рыборазводном заводе, будут выпущены в верховьях водотоков, но это не согласуется с мнением биологов штата, с которыми индейские общины часто соглашаются по вопросам охраны исчезающих видов рыб. Тот же факт, что индейцы нез-пирс вообще считают рыборазводную станцию ценным предприятием, делает их союзниками промышленных пользователей реки, с которыми они горячо спорят по вопросу закрытия плотин. "Мы собираемся сыграть в этом вопросе руководящую роль, - сказал биолог резервации Эд Ларсон по поводу подхода общины. - Мы не согласны с тем, чтобы просто следовать за кем-то или просто уйти с дороги".

Да, индейцы стали главными игроками на арене борьбы за природные ресурсы. Их подход часто отличается от подходов администрации штата, федерального правительства, производственных или природоохранных групп. Быть может, этот их подход - самое большое выражение общинного суверенитета. Судите сами.

Общинные права на квоты вылова лососей рассматриваются как главная козырная карта в принятии окончательного решения по поводу, необходимо ли закрыть и спустить четыре плотины на реке Снэйк. Четыре общины заявили свое требование закрыть плотины. Индейские интересы на природные ресурсы идут далеко за пределы лососей и оленей. Общины изучают и обсуждают любые вопросы - от радиационного загрязнения до засорения полей сорняками, от планов лесозаготовки до рекультивации отвалов рудников.

Даже в самых мелких общинах имеется свой штат научных сотрудников и юристов. Среди этих специалистов все более заметной становится доля индейцев - трудно совместимая комбинация научного профессионализма и культурной привязанности. "Мы, индейцы, были посланы на эту планету, чтобы заботиться о земле, - сказал на последнем совещании Северо-Западных общин директор природных ресурсов резервации Ку-д'Аленс. - Вот что всегда было в моем сердце. Вот почему я всегда работал в земельной службе и отделе недвижимости".

По всем Соединенным Штатам насчитывается более тысячи практикующих юристов-индейцев. "Тридцать лет назад их было наверное две или три дюжины", - заявил Стивен Моор из Фонда по защите прав коренных народов Америки. Эта юридическая фирма, базирующаяся в штате Колорадо, обеспечивает юридическую поддержку индейским общинам в большинстве судебных дел. Самым заметным из них было дело "Соединенные Штаты против штата Вашингтон", которое подвердило право индейцев, полученное ими по Договору, на половину всей рыбы, идущей на нерест в бассейне пролива Паджет. Судебную битву против индейских общин возглявлял Слэйд Гортон, позже главный судебный поверенный штата Вашингтон, недавно ставший сенатором.

Профессор права и автор многих научных работ Чарльз Уилкинсон занимается вопросами управления общинами. Изучив случаи последних десяти лет, он пришел к выводу, что в попытках восстановления ресурсов лососей индейские общины берут на себя все более сильную роль. Он открыл для себя, что почти треть ученых, работающих по вопросам изучения лососей, индейцы. "По сравнению с администрацией штата и федеральным правительством, у них над этой проблемой работает так много людей, что получается, что в центральных конторах всех ведомств наибольший процент научных сотрудников составляют индейцы, - говорит Чарльз, - и именно они являются главными действующими лицами. У них все технологии, основные данные и главная сила в Конгрессе".

Уилкинсон также отметил, что в области управления и изучения природных ресурсов работает практически половина всех общинных сотрудников. Он считает, что такое соотношение возникло как реакция коренных народов на огромные потери в территории и тот урон культуре, от которых пострадали все коренные жители Америки. "Нет такой боли, которая бы сравнилась с болью людей, живущих от земли, когда они эту землю потеряли", - говорит Уилкинсон.

Предки современных индейцев нез-пирс некогда странствовали по территории в 13 миллионов акров. Сейчас их резервация в штате Айдахо составляет 750 тыс. акров, хотя по Договору они владеют правом охоты и рыбной ловли на гораздо большей территории, включающей в себя части штатов Орегон и Вашингтон. Индейцы нез-пирс показывают пример агрессивной политики в области управления природныим ресурсами. В 1999 г. 31% бюджета общины был потрачен на различные программы по природным ресурсам. Часть денег на эти программы поступила в виде доходов от индейского казино в Клеар-Вотер, но большая часть - в виде федеральных грантов.

Ресурсные проекты общины часто имеют прямую связь с культурой этих индейцев. Когда община получила земли, выделенные в качестве компенсации за урон, нанесенный общине при строительстве плотины Дворшак, она организовала трасовый фонд, управляющий землями - причем 60% как местообитаниями лося, и 40% - как местообитаниями белохвостого оленя и выдры. "Причем тут речная выдра? Посмотрите на наши регалии и увидите шкуры выдры, расщепленные на шнурки, украшающие все наши костюмы, "- объяснил рыболовный управляющий общины Джами Пинкхэм.

Другой заметный герой фольклора и ритуалов индейцев нез-пирс - это серый волк. Поэтому индейцы начали играть ведущую роль в восстановлении этого исчезающего вида в штате Айдахо, что стало для них источником национальной гордости. Эта община была первой индейской общиной, которая организовала специальный проект по охране исчезающего вида животного с федеральной Службой рыбы и дичи США.

Животновод Чак Оверакер, который, как и другие фермеры центрального Айдахо, потерял из-за волков значительное поголовье коров, сказал, что был удивлен, когда община получила федеральный контракт. "Однако они довольно справедливо управляются с ситуацией, - сказал Оверакер. - Мне кажется, они пытаются работать с нами как только умеют. В то же время они защищают свои собственные интересы".

Решения, принимаемые индейским управляющим проектом по восстановлению популяции волка Куртом Маком, должны быть утверждены Службой рыбы и дичи. Но Мак считает, что чем больше держать расстояние от федерального агентства, тем легче добиться успеха в начинании. "У нас явное преимущество, потому что на наших кепках не стоит большая буква "F" - федеральное агентство, - говорит Курт Мак. Сам он не является индейцем, но большую часть своей карьеры провел работая с общинами. - Что меня радует, так это то, что община пытается больше делать в области охраны и старается отделить биологию от политики. Если ты работаешь в Айдахском отделении Службы рыбы и дичи, то политическая возня вокруг вопросов охраны исчезающих видов столь сильна, что влияет на ежедневную деятельность".

Общинные лидеры заявляют, что их проекты приносят благо не только индейцам. Пинкхэм говорит, что рыборазводный завод нез-пирс приведет к тому, что в реках будет гораздо больше рыбы, чем это нужно самим индейцам.

Новая раборазводная станция на реке Клеар-Вотер - вопрос противоречивый, потому что в ней планируется выращивать лососей и выпускать часть из них в те места, где уже нерестятся дикие лососи. Община уже выманила несколько кижучей, чтобы они нерестились в притоках Клеар-Вотер, где этот вид совершенно исчез. Но биологи штата и федеральных агентств боятся, что этот процесс ослабит генетическую чистоту лососевых популяций. Поэтому прежде чем план по строительству рыборазводной станции нез-пирс был одобрен Северо-Западным Энергетическим плановым Советом, в течение 13 лет он подвергался обсуждению со стороны специалистов и модифицировался.

"Природа переживает времена кризиса. Что-то нужно делать, - говорит Пинкхэм. - Если не строить рыборазводную станцию, то нужно предпринять какие-то другие меры. Следует закрыть и спустить те четыре плотины. Нужно разработать новую стратегию морского порта в Льюистоне. В рекреационном бизнесе следует подумать над восстановлением экосистем".

Такие разговоры навязчиво звучат в ушах Брюса Ловелина. Брюс - директор Альянса реки Колумбия - промышленной и городской группы, борющейся за сохранение тех выгод (гидроэлектроэнергия, орошение, перевозки), которые дают плотины на реке Снэйк. Ловелин считает, что общинный северенитет используется как "большой молот" для разрушения плотин. "Индейские общины не показали по-настоящему искусства в управлении государством, которое к сожалению отсутствует почти у каждого, занимающегося этой проблемой, - говорит Ловелин. - С другой стороны, по вопросу устройства рыборазводного завода, у общин есть реальный ответ. Я думаю, что это тот вопрос, на котором мы можем поладить и выдать нечто конструктивное".

Ловелин считает, что индейские рыбаки ловят слишком много лососей, находящихся под угрозой исчезновения, так как используют сети с жаберной ячеей. Он бы хотел, чтобы они попытались использовать другие виды рыболовного оборудования и другие рыболовные технологии, которые позволили бы облавливать лишь рыб, выращенных в рыборазводном заводе.

Общины заявляют, что для охраны рыбных ресурсов они уже давно начали лимитировать добычу рыбы, и боятся, что концентрирование на рыболовных технологиях и новом оборудовании отвлечет их от реальных проблем лососевых популяций.

"Плотины мистера Ловелина вообще никак не ограничивают промысел, - говорит Брюс Хадсон, представитель межобщинной рыболовной комиссии реки Колумбия. - Они в одинаковой степени разрушают популяцию как диких, так и выращенных рыб". Он заявляет, что время и место постановки сетей утверждается соответствующими штатовскими и федеральными ведомствами, и для того, чтобы сократить добычу, просто используются сети с более крупной ячеей.

Вид этих сетей, перегораживающих реку Колумбия, возмущает некоторых не-индейцев, в том числе сенатора от штата Вашингтон республиканца Боба Мортона. Он рассказал, что когда он пролетал от Уматиллы к плотине Бонневилль, то насчитал по реке 398 сетей. Мортон считает, что из-за развившейся технологии промысла существующие в Договорах между индейскими общинами и правительством положения о добыче зверя и рыбы давно устарели.

"В те дни они использовали верши и морды, остроги и костяные крючки, - говорит он. - Сейчас же у нас нейлоновые сети любой длины. У нас моторные лодки, мотолебедки, эхолоты. При охоте на зверя использовали лошадь, а сейчас четырехколесный вездеход. Были луки и стрелы, а сейчас высокоубойные винтовки с оптическим прицелом".

Пинкхэм отмечает, что в Конституции США упоминается право носить оружие, но оно означает далеко не ношение мушкетов, как это бывало во времена ее принятия. В то же время очень немногие считают, что этот документ устарел. "Я бы хотел переписать Договора и получить обратно 13 миллионов акров, - сказал Пинкхэм. - Но я не думаю, что это то, чего хочет сенатор Мортон."

Споры по поводу охотничьих и рыболовных прав могут длиться вечно, но общины пытаются найти общий язык с производственниками. В штате Орегон в 1985 г. индейская община Уматилла и фермеры начали обсуждение того, как вернуть исчезнувших лососей в реку Уматилла. Ирригаторы согласились на водный обмен, который смог бы обеспечить реку водами, достаточными для горбуши и кеты. Для реализации проекта община использовала часть финансирования штата и федеральных грантов.

Как рассказал Фред Зиари - консультант по инженерии из Хермистона, штат Орегон, - результаты были более чем очевидными: "В прошлом и нынешнем году ход лососей в Уматиллу был просто рекордным... Уловы как общинных, так и рекреационных хозяйств были потрясающие. Это просто фантастическая модель - как выиграть всем и никому не проиграть". Подобный же проект, сказал Зиари, планируется реализовать для притока реки Оканоган в штате Вашингтон - Салмон-Крик. Им занимаются индейская община Колвилл и администрация Ирригационного района Оканоган.

Региональный директор Сьерра-клуба Билл Артур обвиняет общину Спокане в том, что в 1890-х годах она приостановила строительство электростанции в Крестоне, работающей на сжигании угля. Он сказал, что возражения индейцев против воздушного загрязнения замедлили процесс утверждения проекта, и в конечном счете от проекта совсем отказались "из-за отсутствия спроса и неподходящего времени строительства".

Иногда индейские общины раздувают проблемы, которые другие просто игнорируют, такие например, как разрушение мест захоронений и других культурных памятников во время прорыва плотин. Иногда вопросы, поднятые общинами, такие как проблема охраны чавычи, приобретают широкое звучание. Обе эти проблемы были подняты индейскими резервациями Сэлиш и Кутенай в штате Монтана во время недавнего повторного лицензирования плотин на реке Кларк-Форк.

Частыми союзниками индейских общин являются природоохранные группы, однако решение общины Маках об оживлении китобойного промысла у многих активистов не вызвало положительную реакцию. Другие не разделяют общинный энтузиазм в устройстве рыборазводных станций, боясь, что "рыборазводные фермы" отвлекут внимание индейцев от мероприятий по истинному улучшению местообитаний.

Земельный Совет, базирующийся в Спокане, приветствует лидирующую роль индейской общины Ку-д'Аленс в расчистке хвостохранилищ и отвалов добычи полезных ископаемых. "Они не боятся высказываться, - говорит член Совета Мишель Нанни. - Они осознают связь между экономическим благосостоянием и поддержанием стабильной окружающей среды. Вы никогда не услышите об этом от других политиков. Те этого просто не понимают".

Гораздо меньше радует сторонников охраны природы решение общины позволить весенние палы, которые считаются вредными - вызывающими загрязнение воздушного бассейна. Кроме того, основатель Совета Джон Осборн надеется, что община выскажется против загрязения, вызываемого промышленными рубками леса. "Мы попытались склонить общину заняться проблемой паводков выше Норд-Форк, которые вымывают вредные металлы и переносят их в озеро (Ку-д'Аленс) и реку Спокане, - говорит он. - Я не знаю, согласятся ли они отказаться от столь большой добычи полезных ископаемых и древесины.''

Индейцы часто придают новое звучание проблемам рационального использования и охраны природных ресурсов, вносят новое видение вопроса. Многие дискуссии между учеными и политиками были приостановлены на время, пока общинные лидеры не просчитают, как предлагаемые проекты скажутся на охотничьих и рыбных ресурсах, за счет которых индейцы жили с незапамятных времен, и каким образом принять такое решение, которое не нанесет урон последующим семи поколениям коренных народов. "Общины выносят на круглый стол свои ценности, - говорит Артур. - И это звучит не просто как "о, экологически это правильно". Это звучит так : "Это наша культура, это наша история, это наша религия". Они несут такую силу, такую надежность, с которыми никто не может сравниться".

Пер. с англ. А.В. Беликович

Hosted by uCoz