КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И РЕСУРСЫ
ОБЩИННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ. ВЕЛИКИЙ РАЗДЕЛ
Члены общин и не-индейцы пытаются найти точки соприкосновения по вопросам резерваций
Джон Крэйг
Когда в 1887 году Конгресс принял решение открыть индейские резервации для белых поселенцев, он создал бесконечное поле трудностей. Результатом этого решения стало создание на одной и той же территории двух фундаментально несовместимых систем управления.
Общинные лидеры взывают к обещаниям, данным Конгрессом о том, что индейцам будет позволено контролировать самим свои собственные дела, но другие американцы ожидают, что им дадут возможность голосовать при выборе местных администраций в той местносит, где они проживают. Некоторые владельцы не-индейской собственности на территории резерваций не признают местные правила, которые лишают гражданских прав всякого, в ком течет менее 25% индейской крови. Они также жалуются на те привилегии в получении рабочего места, которые имеют на территории резервации члены общины и другие расовые привилегии.
В то же время члены общины часто недовольны тем, что не-индейцы не уважают общинные законы. Они также не принимают критику от не-индейцев, которые пользуются и иногда требуют общинных служб - таких как полиция и пожарная служба. и кроме того, почти всем не нравится та путаница, которая возникает при перекрывании законов и спорной юрисдикции.
Недовольство может вызвать даже выдача штрафного билета за превышение скорости автотранспорта, говорит Дэвид Бонга - директор по планированию и образованию общины Калиспел в графстве Пенд Орейли. По общинным законам Калиспел, повторяющим правила дорожного движения штата Вашингтон, превышение скорости рассматривается как гражданское нарушение, а не как преступление. Однако если общинная полиция задерживает и выписывает штрафной билет нарушителю не-индейцу, то Департамент по водительским правам штата Вашингтон отказывается его принимать и рассматривать как действительный. Если водитель игнорирует штрафной билет заместителя шерифа графства Пенд Орейли, то Департамент по водительским правам может отозвать его водительские права. Однако тот же департамент смотрит сквозь пальцы на то, если водитель игнорирует штрафной билет общинного офицера.
Если член общины Калиспел получает официальную повестку в суд общины, Департамент по водительским правам сообщает об этом страховой компании этого водителя. Однако страховой взнос при этом может поднять только общинная страховая компания, и этого никогда не делает не-индейская компания.
Другой спор возник при обсуждении крупной (на 10 тыс. долларов) кражи инструментов и оборудования из общинного производственного предприятия, случившейся несколько лет назад. На месте преступления были замечены подозреваемые не-индейцы, но полицейские графства устранились от дела, так как считали, что не имеют на это юридических прав, поэтому же, как сказал Бонга, отказалось участвовать Бюро поверенных США.
Недавно на территории резервации Калиспел были пойманы не-индейцы, выращивающие марихуану. Но так как число выращиваемых ими растений было менее 100, федеральное ведомство не смогло наложить никакого взыскания - и никакое другое тоже. "Я не знаю, как можно на это не оскорбиться - когда любой не-индеец может заявиться в резервацию, совершить преступление, нанести урон, и община не может ничего сделать против него," - сказал Бонга.
Общинные лидеры Колвил доверяют зрелости своего правительства, образованного в 1938 году, и уважают его за относительно хорошие отношения, которые оно установило с окружающими администрациями. Как сказал член общинного Совета Майк Марчанд, "Многие общины стали активными только в последнее десятилетие, но наша община долгое время была лидером в развитии своего правительства". Председатель общинного Совета Колин Кастон добавила, что благодаря длительным отношениям с окружающими местными администрациями, "мы оказались способны двигать многие дела".
Ранее в этом же году индейцы Колвилл заблокировали потенциально раскольническое решение, запрещающее не-индейцам выпасать скот на территории резервации Колвилл. Процедурой совещательного голосования члены общины проголосовали против предложения, и общинный Совет подавил попытки вновь поднять этот вопрос.
В то же время некоторые конфликты удается разрешить с большим трудом. Агент по недвижимости в резервации Инчелиум Пит Симмонс пожаловался, что потерял 250 тыс. долларов этой осенью, когда перспективному покупателю было отказано в выдаче разрешения на постройку. Покупатель хотел построить дом прямо на берегу озера, приобретя участок в 130 акров, но по правилам районирования общины при постройке здания требуется отступить от береговой линии на 60 метров. "Но на расстоянии 60 м для постройки нет места," - сказал Симмонс. Он считает, что такими правилами, которые строже, чем в окружающих графствах, общинное правительство снижает стоимость частных земель на территории резервации.
Дэйв Ситлер, брокер той фирмы по недвижимости, которую представляет Симмонс, соглашается с тем, что слишком строгие правила и неопределенность по поводу юрисдикции может понизить цену собственности. Однако он говорит, что на территории Колвиллской резервации явных доказательств этого нет. "Я не знаю, как это можно измерить, - говорит Ситлер. - Чтобы это выяснить, потребовалось бы большое исследование... Конечно, земля в резервации стоит меньше, но и естественным путем земля стоит меньше по мере удаления от метрополий".
Совет директоров по уравнению прав графства Ферри недавно отмел аргументы о том, что общинные правила подрывают стоимость собственности в той части Колвиллской резервации, которая относится к графству Ферри. Жители местности Инчелиум Эрвин Пальмер и Дональд Раган безуспешно отстаивают то, что местный налог на собственность должен быть сокращен из-за общинных правил. Пальмер является старым конституционалистом, который считает, что этнически основанное общинное правительство не должно контролировать не-индейцев, которые не могут участвовать в избирании эттого правительства. Почит в каждом случае Пальмер проиграл, однако заработал авториет и сочувствие у защитников местных прав на собственность.
Его недовольство коренится в его неспособности охотиться на крупную дичь на своей собственной земле из-за компромисса, который установил конкурирующие штатовские и общинные требования на контроль за животным имром на территории резервации. Чтобы сохранить за собой права на охоту на мелкую дичь, наземных боровых птиц и рыбную ловлю на землях резервации, штат отказался от отстаивания прав не-индейцев охотиться на крупную дичь и передал контроль за крупными охотничьими животными в ведение общины.
Пальмеру был также дан отпор судьей Верховного суда графства Ферри, когда он попытался получить привилегированные права на собственность графских комиссаров, потому что в 1992 году они подписали соглашение сотрудничать с Колвиллским общинным правительством по вопросам землепользования. Это соглашение было подписано администрациями графств Ферри и Оканоган, общинным правительством и пятью городами на территории Колвиллской резервации и вокруг нее. В то же время Пальмер и другие - из них в последнее время заметен Дэн Гувер - были инструментами в том, чтобы заставить комиссаров в 1997 году выпасть из соглашения по сотрудничеству. Гувер подал иск в федеральный суд, пытаясь снять общинный контроль со своей земли, однако погиб в 1999 году при крушении самолета.
Комиссары графства Ферри сказали, что "последней соломинкой" в их участии в соглашении по сотрудничеству было установление одностороннего общинного моратория на водно-болотную дичь. Комиссары графства Оканоган протестовали против моратория, но остались в соглашении и считаютт, что оно сработало хорошо.
Еженедельно плановики обоих правительств встречаются на совещания по вопросам землдепользования, чтобы принять решения по частным землям, находящимся на той части резервации, которая относится к графству Оканоган. "Конечно, мы не всегда соглашаемся, но понимаем, что у общины есть определенная власть, - говорит комиссар графства Оканоган Эд Вили. - Можно ли считать это настоящим суверенитетом или нет, но у них есть власть на территории резервации, где они контролируют использование вод и другие вещи".
Вили рассказал, что соглашение по сотрудничеству оправдало себя, когда общинное правительство построило колодец вместо загрязненного источника, который обеспечивал водой индейцев и не-индейцев в местности Ситон-Гроув в пределах резервации. Председатель общинного совета Каустон в качестве другого успешного примера сотрудничества приводит соглашение, достигнутое этой весной и положившее конец спорам об участии общины в Омак-Стампеде.
Но даже и в графстве Ферри сотрудничество не совсем умерло. Комиссар Джим Холл сказал, что графство продолжает посылать копии своих решений по землепользованию управляющим общины, несмотря на протесты Пальмера и других. Он сказал, что сотрудники администрации графства готовы работать с предствителями общины над совместными проектами по экономическому развитию. Холл также заявил, что озабочен слухом о том, что общинное правительство может начать взимать деньги за разрешение строительства по проектам, за которые графство уже собирает взносы, и это поднимет размер взносов до сотен долларов. "По крайней мере сейчас такое нововведение не является для нас по-настоящему приоритетным,"- ответил член общинного Совета Морчанд.
В свою очередь Холл заявил, что графство не возражает против взимания общинным правительством самостоятельных районных взносов в 35 долларов с владельцев недвижимости не-индейцев при дополнительном строительстве на частной земле. Община Спокане вообще позволяет администрации графства Стивенс выдавать разрешения на строительство не-индейцами на территории резервации Спокане, и тем самым она избежала будущих конфликтов по землепользованию.
Но пока области юрисдикции перекрываются и существует некая путаница, в стране индейцев все еще существует масса возможностей для конфликтов.
Пер. с англ. А.В. Беликович
Опыт коренных народов
- Аляска
- Юкон
- Гренландия
- Саамы
- Канада: парки и ООПТ
- Участие в политике
- Защита интересов индейских общин
- Защита интересов индейских общин-2
- Коренные народы и ресурсы
- Коренные народы и киты